«Открытие Авто»: продавцы трехлетних автомобилей не спешат снижать цены во втором квартале 2022 года

Автор: Олег Косюков

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») провели анализ вторичного авторынка и выяснили, как изменялись средние цены на самые популярные трехлетние автомобили во втором квартале 2022 года.

Несмотря на последовательную коррекцию цен на рынке автомобилей с пробегом, которая отмечается после мартовского скачка, во втором квартале этого года не нашлось ни одной модели, которая бы подешевела относительно первого квартала 2022 года (источник данных — Russian Automotive Market Research).

Рост цен за второй квартал по самым ликвидным трехлетним автомобилям с пробегом составил от 8 до 22%, а с начала этого года машины в этом сегменте подорожали в среднем на 35–67%. Наименьшими «аппетитами» во втором квартале этого года отличались продавцы подержанных машин корейских брендов, а больше других хотели заработать те, кто владели японскими и премиальными немецкими машинами.

По планам авторитейлеров, которые были обнародованы еще до февральских событий, доля продаж автомобилей с пробегом через официальных дилеров могла возрасти до 30% лишь к концу 2023 года, а в выручке это направление редко у кого занимало к тому моменту 30–35%. Однако уже весной этого года многим участникам рынка стало понятно, что подержанные машины становятся основным источником дохода. Этот факт существенно повысил конкуренцию на вторичном рынке в последние полгода. Теоретически это могло бы привести к некоторому снижению цен выкупленных автомобилей. Однако этот принцип сработал не везде.

В апреле этого года во многих сегментах подержанных авто цены продолжали расти на волне мартовского ажиотажа. А в мае—июне, когда уже было понятно, что активность на вторичном рынке заметно падает, цены преимущественно снижались в сегменте машин в возрасте 5–7 лет и старше, тогда как по трехлетним автомобилям тенденция была иной. Многие дилеры предпочитали держать высокие цены на такие авто. В свою очередь, так называемые перекупщики, которые приобрели автомобили на волне высоких цен, вообще уходили из этого бизнеса или предпочитали также сохранять деньги в машинах до стабилизации ситуации. И, наконец, сами владельцы автомобилей, которые не успели продать свои машины на волне высоких цен в марте—апреле, в мае—июне продолжали ждать «лучшей погоды» на рынке.

Так или иначе, в самом ликвидном сегменте на вторичном рынке (автомобили до трех лет) во втором квартале 2022 года не произошло снижения цен. Более того, средние цены за апрель—июнь продолжали рост. Больше остальных (22%) прибавил BMW X5 — до 11,3 млн рублей. BMW 3 серии подорожала немногим меньше — на 19,5%, до 5,2 млн рублей. Между ними оказалась Toyota RAV4 (4,1 млн рублей, +21,5%).

В ТОП-10 автомобилей, которые дорожали сильнее других во втором квартале 2022 года, попали в основном «японцы» и «немцы». Среди них — Mazda СХ-5 (+17,6%), Nissan Qashqai (+16,6%), Nissan X-Trail (+13,9), Toyota Camry (+14,9%), BMW 5 серии (+13,2%), Mercedes-Benz E (+10,7%), а также Hyundai Creta (+13%). Из российских моделей в список попала только Lada Vesta (1,25 млн, +12,8%).

В целом на вторичном рынке экземпляры до трех лет будут становиться все большей редкостью, так как за ними будут охотиться и дилеры, и перекупщики. При относительно стабильном курсе рубля сколько-нибудь значимого снижения цен, кроме носящего случайный характер, в этом сегменте не будет.