Что используют США для финансирования собственного роста
GT: США процветают за счет капитала других стран
В первой половине 2023 года в экономике США сложилась чрезвычайная ситуация с международными геополитическими последствиями. Собственные официальные данные показали, что США израсходовали больше капитала, чем производили. Во втором квартале 2023 года в годовом исчислении создание капитала в США составило 4,5 трлн долларов, а обесценение - 4,6 трлн долларов. Поэтому, что довольно поразительно, в чистом выражении капиталистическая экономика «номер 1» в мире не производила никакого капитала. Серьезность этого подтверждается тем фактом, что подобное происходило всего дважды в истории США - в 1931-34 годах, в разгар Великой депрессии, и 2008-10 годах, в худший период Великого финансового кризиса.
Однако причины, по которым это имело такие серьезные международные политические последствия, заключаются в том, почему, если США потребляли больше капитала, чем создавали, они могли продолжать расти. Это произошло потому, что США использовали капитал, произведенный другими странами, для финансирования собственного роста, считает Джон Росс, старший научный сотрудник Института финансовых исследований Чонъян при Китайском университете Жэньминь. Точные цифры показывают, что во втором квартале 2023 года США использовали капитал в размере 850 миллиардов долларов, созданный в других странах, для финансирования собственных инвестиций. Поэтому неизбежным международным последствием этого стало то, что эти 850 миллиардов долларов капитала не могли быть использованы странами, которые их создали, для собственного национального развития. Объективно США действовали как экономический «паразит» - крупнейший экономический паразит в мире. В технико-экономических терминах страну, зависящую в финансировании развития от капитала из других стран, можно назвать «паразитическим способом накопления капитала».
Важно понимать, что ситуация в США не является чисто технико-экономической. Она глубоко влияет на мировую политику. В частности, в сочетании с собственным самофинансированием Китая это помогает объяснить успех инициативы «Один пояс и один путь», БРИКС и растущую готовность широкого круга стран действовать независимо от США.
Последствия этой ситуации можно четко понять, сравнив их с предыдущим пиковым периодом доминирования США. С начала 20-го века до 1980-х годов производственная мощь США была настолько велика, что они почти непрерывно создавали не только достаточный капитал для финансирования собственных внутренних инвестиций, но и излишек капитала, который они могли экспортировать и который другие страны могли использовать для собственного роста. В цифрах, с 1900 по 1980 год, по сегодняшним ценам, США ежегодно экспортировали капитал в среднем на 200 миллиардов долларов через профицит своего платежного баланса - за весь период огромные 16 триллионов долларов. Имея такие ресурсы, в дополнение к бесчисленным более мелким проектам, США могли бы финансировать крупные международные инициативы, такие как План Маршалла для Европы после Второй мировой войны по противостоянию СССР, Альянс за прогресс в Латинской Америке после Кубинской революции, помощь в создании экономики Азиатских тигров во время войны во Вьетнаме.
Эта ситуация глубоко повлияла на международное положение США. Имея такие экономические ресурсы, США могли бы использовать не только военное насилие для попытки навязать свой международный порядок - Корейскую войну, войну во Вьетнаме и т.д. Они также могли бы предложить экономическую помощь. Учитывая экспорт капитала из США, они, по сути, могли бы сказать другим странам: «Вы создаете свой собственный капитал для национального роста, но мы можем дополнить это, ускорив ваше национальное развитие». Учитывая это, многие страны, особенно развивающиеся, были готовы согласиться с политикой США.
Но теперь, когда США требуют привлечения капитала из других стран для финансирования собственного развития, ситуация меняется на противоположную - тенденция, которая развивается уже некоторое время. С 1980 года, по сегодняшним ценам, США ежегодно забирают капитал из других стран в среднем на 680 миллиардов долларов в год. В совокупности к 2022 году это превратилось в гигантские 29 триллионов долларов - 29 триллионов долларов капитала, который не мог быть использован для развития стран, которые его производят, но который был использован американским экономическим паразитизмом в гигантских масштабах.
США по-прежнему обладают ресурсами для оказания помощи отдельным странам, если пожелают. Но в целом США больше не помогают другим странам, экспортируя в них капитал. Вместо этого они требуют, чтобы другие страны подчиняли свое собственное развитие США. По сути, это говорит им: «не используйте свои ресурсы для собственного развития, вместо этого отдайте их на развитие США». Любая страна, желающая максимизировать собственное национальное развитие, естественно, не может согласиться с этим.
Это объясняет, почему 150 стран с чрезвычайно разнообразными экономическими стратегиями, уровнями развития и политическими системами присоединились к BRI. И почему страны с такими совершенно разными стратегиями развития и политическими системами, как Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Саудовская Аравия, Иран, Аргентина, Эфиопия, Египет и Объединенные Арабские Эмираты присоединились к БРИКС, а многие другие подали заявки на членство.
Джон Росс из Института финансовых исследований Чонъян при Китайском университете Жэньминь считает, что чисто теоретически США могли бы избавиться от своего экономического паразитизма, но на практике они не могут. США не могут финансировать увеличение инвестиций, потому что они тратят гигантский объем своей экономики на объективно ненужное расточительное потребление. На вооруженные силы США ежегодно тратят 970 миллиардов долларов, или 3,6 процента ВВП, намного больше, чем любая другая страна. Система здравоохранения США чрезвычайно неэффективна - 18% семейных расходов США, или 11% ВВП, идет на здравоохранение, что на сегодняшний день является самым высоким показателем в мире. Но их результаты для здоровья ужасны: средняя продолжительность жизни в США почти на четыре года меньше, чем в среднем по странам с развитой экономикой, и на шесть лет меньше, чем в такой стране, как Франция.
Реформы США по сокращению военных расходов до уровня других стран и созданию эффективной системы здравоохранения высвободили бы сотни миллионов долларов для финансирования американских инвестиций. Но США на практике не будут выполнять эти тезисы, потому что они потребовали бы изменения к менее агрессивной внешней политике и решения корыстных интересов в системе здравоохранения США.
На Западе считают, что BRI и БРИКС не могут добиться успеха, потому что они якобы являются узкими политическими «антиамериканскими» движениями, не имеют никакого веса для стран, присоединяющихся к ним. Но на самом деле БРИКС не является политической «антиамериканской» организацией, это движение «за развитие», чрезвычайно привлекательное для любой страны, желающей развивать свои собственные национальные производительные силы.