Бизнес в РФ переориентировался на вторичный авторынок в 2022 году

Автор: Олег Косюков
Фото: © O. Kosyukov

Спрос продолжит перераспределяться в сторону вторичного рынка до тех пор, пока ситуация с производством и поставками новой техники не стабилизируется.

Согласно данным компании «Газпромбанк Автолизинг», которые оказались в распоряжении «Российской газеты», доля подержанных легковушек в общем объеме продаж автомобилей в лизинге за год выросла в 6,7 раза. Так, если в октябре прошлого года на машины с пробегом приходилось 4,6% от всех сделок, то в октябре 2022 года этот показатель составил 31%. Бизнес переориентировался на вторичный рынок в связи с уходом из России крупных автокомпаний и прекращением ввоза новой техники.

Объемы продаж подержанных автомобилей выросли, но предпочтения юридических лиц и предпринимателей, пополняющих корпоративные парки, за год кардинально не изменились. В тройке самых популярных марок среди клиентов лизинговой компании остались Mercedes-Benz, BMW и Toyota. При этом автомобили Audi и Skoda, которые в прошлом году занимали 4-ю и 5-ю строчки, уступили свои места моделям Kia и Hyundai.

Уход с российского рынка европейских, японских и американских импортеров сказался и на сегменте подержанных легковушек. В связи с общим подорожанием на автомобильном рынке — не только первичном, но и на вторичном — часть компаний и ИП начала искать более доступные по стоимости аналоги. Так, в октябре прошлого года доля немецкой Mercedes-Benz в объеме продаж всей бывшей в эксплуатации техники в сегменте легковых авто составляла 31%, а в октябре 2022 года — почти вдвое меньше (16%). Доля компании BMW в данном сегменте также упала — с 26% до 13%. Спрос рассредоточился между другими производителями, в том числе между российскими и китайскими.

Генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова отметила, что у компаний, чей бизнес связан с лизингом транспортных средств, сейчас фактически осталось два варианта: вместо новых автомобилей западных и японских марок, которые подорожали на 30–50%, покупать ту же технику с небольшим пробегом, либо переходить на более бюджетные китайские марки.