
Реальность и фантастика. Возможно ли размещение на Украине европейских войск?

Есть два типа размещения иностранных войск на территории другой страны — ротация и базирование
Генерал-лейтенант в отставке Евгений Бужинский прокомментировал возможность размещения европейских военных контингентов на территории Украины в роли гарантов безопасности, а также оценил перспективы формирования украинской армии численностью полтора миллиона человек, которая финансировалась бы Европейским союзом. Об этом пишет издание «Военное дело».
По словам генерала, создание столь крупной украинской армии является совершенно нереалистичным сценарием. Также маловероятно, считает он, чтобы Европа ежегодно выделяла Украине примерно 40 миллиардов евро на зарплату для военнослужащих.
Обсуждая вопрос размещения иностранных сил на украинской территории, Бужинский пояснил, что существуют два варианта: ротация и постоянное базирование.
При ротации военнослужащие постоянно сменяют друг друга через определённый промежуток времени. Это означает, что реальная численность войск, участвующих в миссии, увеличивается примерно в три раза: пока один контингент находится на территории Украины, второй готовится его заменить, а третий в это время отдыхает. Таким образом, предполагаемые 30–50 тысяч иностранных солдат на деле превращаются уже в 90–150 тысяч военнослужащих.
Он напомнил, что киевский «Институт мира» проводил подсчёты, согласно которым для размещения контингента европейских войск численностью около 30 тысяч человек (без учёта американских солдат) потребуется создание порядка 50 отдельных бригад, оснащённых примерно 1400 танками и 2100 боевыми машинами пехоты. На содержание такого контингента придётся ежегодно расходовать около 250 миллиардов евро, что превышает возможности Германии, Франции, Италии и Великобритании вместе взятых.
По мнению генерала, это единственный реальный способ обеспечить присутствие европейских сил непосредственно на линии разграничения. Однако сами европейские страны не проявляют интереса к подобному решению, предпочитая защищать лишь отдельные объекты военной и инфраструктурной важности.
Что касается второго варианта — постоянного размещения иностранных баз, Бужинский подчеркнул, что НАТО не финансирует строительство и обслуживание баз напрямую, поскольку в бюджете Альянса такие расходы не предусмотрены. Базы всегда строятся и обслуживаются отдельными государствами. В Европе такие базы практически полностью принадлежат США. Европейские страны, кроме Франции, имеющей опыт размещения собственных баз в Африке, такого опыта практически не имеют. При этом Бужинский отметил, что создание полноценной военной базы подразумевает строительство сложной инфраструктуры, включая жилые и социальные объекты, и потребует значительных финансовых затрат. При этом остаётся вопрос о том, кто будет оплачивать эти расходы.
Кроме того, иностранные силы на Украине будут нуждаться в мощной системе противовоздушной и противоракетной обороны. Если задача будет заключаться в защите многочисленных украинских объектов, то их число исчисляется тысячами, что потребует создания структуры, сравнимой по масштабу с системой ПВО советского периода. Тогда на территории Украины располагалась отдельная армия ПВО, насчитывавшая около 1200 пусковых установок. По мнению Бужинского, на сегодня в распоряжении европейских стран просто нет такого количества комплексов NASAMS, Patriot или IRIS-T. Их производство требует огромных средств и занимает годы.
Таким образом, генерал приходит к выводу, что хотя теоретически размещение иностранных войск на Украине в качестве гаранта безопасности возможно, на практике этот сценарий представляется совершенно нереалистичным.




