Верховая езда появилась в России примерно 5 тысяч лет назад

Автор: Загудалина Диана
Фото: © Pravda Komsomolskaya / Russian Look / Global Look Press

Ученые нашли самые ранние свидетельства верховой езды.

Около 5300 лет назад люди, жившие в степях на территории современной России и Украины быстро расселились по Евразии. В течение нескольких столетий они оставили стойкий генетический след в популяциях от Центральной Европы до Каспийского моря. Сегодня археологи называют их «восточными ковбоями» за выпас скота и очень подвижный образ жизни.

Но отсутствовала одна часть классической ковбойской картины: верховая езда. Хотя кости крупного рогатого скота и крепкие фургоны были найдены на стоянках Ямной, конских костей мало, и большинство археологов предполагали, что люди начали ездить на лошадях по крайней мере 1000 лет спустя.

В новом исследовании, представленном сегодня на ежегодном собрании в Вашингтоне, ученые заявили, что они нашли самые ранние свидетельства верховой езды не в костях древних лошадей, а в в своих ямных всадниках.

Все обращали внимание на останки лошадей, чтобы получить представление о ранней верховой езде. Наш подход заключался в том, чтобы смотреть на людей,

говорит соавтор и археолог Хельсинкского университета Фолькер Хейд. 

Генетические и другие данные свидетельствуют о том, что лошади были одомашнены еще в 3500 г. до н.э. Тем не менее, самые ранние упоминания о верховой езде в исторических источниках или изобразительных свидетельствах датируются более чем 2000 лет спустя, намного позже того, как ямная расселилась по степям. Многие археологи считали, что восточные ковбои довольствовались тем, что шли рядом со своими стадами крупного рогатого скота.

В рамках исследовательского проекта по расширению Ямной территории Мартин Траутманн, антрополог из Хельсинки, и его коллеги изучили более 150 скелетов, извлеченных из могильных курганов в Румынии, Венгрии и Болгарии — на западной границе расширения Ямной. Ямные были сытые, здоровые и высокие, а химический состав их костей указывал на богатую белком диету, соответствующую выпасу крупного рогатого скота и овец. Но скелеты имели явные признаки износа.

У многих было сжатие позвонков, которое может быть результатом времени, потраченного на то, чтобы поглощать резкие толчки в сидячем положении. У них также были обнаружены толстые пятна на бедренной кости, свидетельствующие о том, что они много времени провели в скорченном положении. Зажившие травмы — сломанные ключицы, сломанные кости стопы и сломанные позвонки — соответствовали видам повреждений, которые может нанести брыкающаяся лошадь, или тем повреждениям, которые сегодня врачи спортивной медицины наблюдают у всадников, сброшенных с лошадей.

В поисках объяснения Траутманн сравнил травмы с теми, которые наблюдались в более поздних популяциях, где скелеты были захоронены с снаряжением для верховой езды, лошадьми или и тем, и другим — веские косвенные доказательства верховой езды. Из 150 ямных скелетов, на которые он смотрел, почти половина имела изменения, которые были замечены у более поздних всадников.

Один ямник, похоронен около 2700 г. до н. э. на территории современной Румынии имел все изменения костей, обычно наблюдаемые у всадников, плюс повреждение позвоночника в результате сильного падения.

Однако некоторые другие археологи сдерживают свой энтузиазм. По их словам, без костей лошади, которые можно было бы осмотреть на предмет явных признаков повреждения скелета в результате верховой езды, нет надежного способа подтвердить то, что предполагают человеческие кости. И хотя археологи нашли ямные повозки, волов и упряжь, снаряжение для верховой езды, такое как уздечки или седла, полностью отсутствует.

Авторы утверждают, что изменения, наблюдаемые в человеческих костях, являются убедительным косвенным доказательством, особенно учитывая намеки на то, что ямные лошади доили, и генетические свидетельства одомашнивания лошадей в причерноморских степях вскоре после ямной экспансии. Само по себе отсутствие снаряжения не исключает возможность верховой езды.