«Персонажи из прошлого дают зрителям утешение и опору»: главный редактор «КиноРепортера» Мария Лемешева о причинах кассового успеха «Чебурашки»

Автор: Валерия Соколова
Фото: пресс-служба журнала «КиноРепортeр»

Новый год начался для отечественного кино с финансового рекорда – согласно данным ЕАИС, на 7 февраля 2023 года сборы картины «Чебурашка» составили 6,15 млрд рублей. Таким образом, фильм Дмитрия Дьяченко стал самым кассовым в истории российского проката, обойдя прежнего лидера – «Аватар» Джеймса Кэмерона, который собрал в 2009 году 3,51 млрд. Тем не менее, российский журнал «КиноРепортeр» прямо заявляет: не стоит ожидать, что подобный успех российского кино будет поставлен на поток. Почему? О причинах популярности «Чебурашки» и будущем кинопроката в России «Центральная Служба Новостей» поговорила с основателем и главным редактором издания Марией Лемешевой.

Картина Дмитрия Дьяченко стала главным хитом прошедших праздников и уже вошла в историю как самая кассовая лента российского кинопроката. Как Вы считаете, почему именно фильм для детей собрал у экранов такое количество зрителей всех возрастов?

Главной причиной я бы назвала время выхода в прокат (напомню, что премьера «Чебурашки» состоялась 1 января). Российские зрители традиционно ходят в кинотеатры в новогодние каникулы. Поэтому выход на экраны в первый уик-энд года практически гарантирует фильму высокие сборы.

Другая причина, тесно связанная с первой, – жанр. Я не стала бы называть «Чебурашку» фильмом исключительно для детей. Ведь в нем затрагиваются вполне «взрослые» темы (например, детских травм, которые, как многие из нас, продолжают носить в себе почти все персонажи ленты). «Чебурашка» – это яркий образец семейного кино, которое интересно и близко сразу нескольким поколениям зрителей. И именно это, вкупе с качеством картины, обеспечившим ему прекрасный «сарафан», позволило ей стать главным хитом афиши в длинные выходные начала года. Тем более что история об «ушастике» оказалась практически единственным вариантом в этой категории.

Фото: © A. Krivonosov

Фото: © A. Krivonosov

Как бы Вы в целом оценили российские кинодостижения прошлого года?

Прошлый год был богат на яркие и зрелищные ленты. В новом номере журнала «КиноРепортер» мы написали о некоторых из них – провокационных, зрелищных, интересных, отмеченных наградами на кинофестивалях. Громкий успех «Чебурашки» немного затмил их. Но я уверена, что многие фильмы прошлого года также достойны внимания зрителей. Для ответа на этот вопрос стоит обратить внимание на «Золотой орел», которому мы, конечно, тоже отвели немало места. Конкуренция там была очень серьезная, и даже не все лучшие картины года смогли пробиться в пятерку номинантов на главный приз.

Как Вы считаете, с точки зрения качественного кинематографа есть ли вероятность, что вне сложившейся ситуации с введенными санкциями и отсутствием голливудских конкурентов «Чебурашка» повторил бы свой кассовый успех?

Санкции определенно способствовали кассовому успеху «Чебурашки». За минувший год с отечественного рынка ушли все мейджоры – Disney, Sony, Universal и Warner, на чьи картины в 2021 году приходилось 70% сборов в России. Однако даже с учетом сложившейся ситуации в прокате фильм Дмитрия Дьяченко вряд ли собрал бы свой рекордный бокс-офис, если бы был низкого качества. Эксперты отмечали достоинства сценария «Чебурашки» – создатели придумали совершенно новую историю про героя, знакомого нам по книгам Эдуарда Успенского и анимации Романа Качанова. Отчасти это произошло из-за юридических проблем – права на придуманный Эдуардом Успенским мир принадлежат сегодня японской компании SP International, но одновременно дало «ушастику» новое рождение. Полагаю, что, выйди даже в легальный прокат «Аватар: Путь воды», «Чебурашка» собрал бы меньше, но все равно обошел бы первый «Аватар».

«Чебурашка» свел вместе актеров разных поколений. Как думаете, может быть, этот фактор тоже сыграл на то, что фильм привлек разные категории зрителей?

Соглашусь, что кассовый успех «Чебурашки» – это, безусловно, еще и итог удачного кастинга. Тут и Сергей Гармаш, Елена Яковлева и Федор Добронравов – актеры с отличной школой, театральным опытом и богатой фильмографией, чье появление на экране гарантирует зрительское внимание. И звезды популярных сериалов Полина Максимова, Сергей Лавыгин, Дмитрий Лысенков, Софья Зайка и даже совсем еще юная, но уже очень востребованная Ева Смирнова, у которой параллельно шел второй сезон «Вампиров средней полосы». И конечно, у каждого из них – своя аудитория. Кто-то идет на Гармаша, а кто-то на Лавыгина.

Фото: © A. Krivonosov

Фото: © A. Krivonosov

Чебурашка – культовый персонаж как отечественной детской литературы, так и российской мультипликации. Можно ли связать успех фильма с ностальгией по прошлому? Могут ли современные герои стать столь же популярны?

Да, связь между успехом «Чебурашки» и модой на ностальгию определенно есть. Недоверие к настоящему, в котором происходит много непредсказуемого, обостряет чувствительность к знакомым культурным кодам из прошлого. Они дают зрителям утешение и опору, а также позволяют на время забыть об актуальных проблемах. И даже то, что из-за определенных юридических проблем с авторскими правами фильм Дмитрия Дьяченко очень мало походит на канон (и в нем даже Гена – совсем не крокодил, о чем, конечно, большинство зрителей знало еще до похода в кинотеатр), никого особо не остановило.

Что касается современных героев, то в наиболее известных сегодня экранных произведениях для семейного просмотра – за исключением разве что «Смешариков» – я, честно говоря, не вижу никого принципиально нового. «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Маша и Медведь» – все это по-новому осмысленные фольклорные сюжеты.

Определенно можно сказать, что «Чебурашка» дал отличный старт отечественному кинопрокату в наступившем году. Какие Вы могли бы дать прогнозы для российского кинорынка на дальнейшее время?

К сожалению, пока не приходится говорить о том, что отечественный прокат может скоро вернуться к своему прежнему состоянию. Да, «Чебурашка» помог кинотеатрам частично закрыть свои долги, которые на 15 октября 2022 года составляли 4,6 млрд рублей. Но чтобы они смогли зарабатывать только на российском прокате, нужно, чтобы каждый год выходило как минимум десять кассовых хитов такого уровня. Так что пока нам приходится констатировать, что, по прогнозам аналитиков, в 2023 году российские фильмы соберут на 10–15% меньше, чем в 2022-м. Ну и, разумеется, надеяться, что в 2024-м цифры хотя бы медленно, но пойдут вверх.