Ученые рассказали об опасности «тихих» мутаций

Фото: © Ilia Yefimovich / dpa / Global Look Press

Они могут привести к развитию серьезных заболеваний.

Биологи из Мичиганского университета рассказали об опасности «тихих» мутаций ДНК. Они могут нанести серьезный вред здоровью человека. Результаты исследования появились в журнале Nature.

ДНК состоит из трехбуквенных единиц, которые определяют 20 аминокислот. Однако в генетическом коде могут встречаться однобуквенные ошибки, которые называют точечными мутациями. Несинонимичные мутации которые изменяют последовательности белков, в то время как синонимичные или «тихие» мутации оставляют последовательности без изменений. Синонимичные мутации составляют треть или четверть от всех точечных мутаций.

В новой работе ученые решили проверить, как тихие мутации влияют на организм. Они использовали дрожжи Saccharomyces cerevisiae и отредактировали из геном с помощью инструмента CRISPR/Cas9. Им удалось получить восемь тысяч штаммов мутировавших дрожжей с синонимичными и несинонимичными мутациями. Ученые оценили состояние каждого штамма на основе того, насколько быстро дрожжи размножались по сравнению с оригинальным штаммом.

Оказалось, что 75,9% тихих мутаций были вредными, и только 1,3% принесли пользу штамму. Ученые также изучили механизмы, с помощью которых синонимичные мутации влияют на приспособленность. Синонимичные штаммы, наряду с несинонимичными, оказывали влияние на экспрессию генов, которая определяла способность дрожжей приспосабливаться к окружающей среде.