Ученые: деньги не является главным фактором мотивации работников

Автор: Юлия Казарян
Фото: © A. Krivonosov

Материальное вознаграждение приносит удовольствие, только если его легко получить, им легко воспользоваться и оно не уменьшает размер основной зарплаты.

Исследователи провели опрос среди населения США, чтобы выяснить отношение к материальным поощрениям на работе. К ним относятся премии, подарочные карты, развлекательные поездки и другие формы вознаграждения сотрудников в надежде на повышение производительности. Оказалось, что такие приемы работают только если вознаграждение легко получить, им легко воспользоваться и оно не уменьшает размер основной зарплаты. Научная работа появилась в журнале Accounting, Organization, and Society.

По данным опроса, 84% американских фирм тратят около 90 млрд долларов на материальное вознаграждение для сотрудников. Ученые провели четыре эксперимента для изучения факторов, которые оказывают влияние на выбор между вознаграждением в денежной или материальной форме. Они учитывали такие показатели, как простота использования, гедонический характер вознаграждения, новизну и способ представления.

Было установлено, что сотрудников мотивирует вознаграждение, которое не считается за заработную плату. Сотрудникам приятно его получить, если им не пришлось прилагать ради этого большие усилия. Вознаграждение также должно быть легким в использовании.