«Пережить то, что пережил герой за первые три сезона, и не измениться — вряд ли возможно»: сценарист Сергей Калужанов о «Мажоре 4»

Автор: Валерия Соколова

Онлайн-кинотеатр «КиноПоиск» представил зрителям долгожданное продолжение сериала «Мажор» - премьера четвертого сезона состоялась 2 июля. О картине и ее главном герое, а также о тенденциях сегодняшнего кинорынка «Центральная служба новостей» пообщалась со сценаристом «Мажора 4» Сергеем Калужановым.

Поздравляем Вас с выходом четвертого сезона «Мажора»! Для Вас это, должно быть, знаковый проект, учитывая, что Вы работали над тремя сезонами сериала и полнометражным фильмом. В чем для Вас особенность и значимость этого проекта?

Наверное, в этом и значимость, что изначально не мной придуманный проект занял такую большую часть в моей жизни.

Как принималось решение о продлении сериала? Ведь третий сезон как будто бы закончился смертью сразу нескольких ключевых персонажей. Когда началась работа над четвертым сезоном и как рождались его главные сюжетные линии?

Да, когда писали третий, предполагали что на этом точка, и пошли на определённый риск, зафиналив его смертью героев. Поэтому, когда от канала поступил запрос на продолжение, одним из условий, которое поставили себе мы — это изменить формат, сделать историю более серьёзной и взрослой. Начать новую главу в жизни героя — чтобы первые три сезона всё-таки оставались законченной историей.

Создателями «Мажора» является продюсерский центр «Среда» и непосредственно Александр Цекало, несколько лет назад переехавший в США. Принимал ли продюсер участие в работе над четвертым сезоном проекта?

Непосредственно в разработке сюжета принимал участие Иван Самохвалов, партнёр Александра. Александр читал все сценарные материалы, давая свои комментарии.

Судя по первым сериям, образ Мажора начинает претерпевать некие изменения. Можно ли сказать, что главный герой «повзрослел» к четвертому сезону?

Повторюсь в том, что ответил ранее. Одно из условий продолжения, которое мы сформулировали самим себе — сделать историю серьёзней, взрослее. Повзрослел и главный герой. Конечно, это всего лишь вымышленная история, но всё же, пережить то, что пережил герой за первые три сезона, и не измениться — вряд ли возможно.

Есть ощущение, что «клубная жизнь», к которой Соколовский возвращается в начале нового сезона — некий пережиток нулевых и середины десятых годов, а сегодня «модные» тусовки выглядят несколько иначе. На Ваш взгляд, является ли сегодня актуальным образ «мажора» и для чего Вы его возвращаете в ту же обстановку, в которой мы знакомимся с ним в первом сезоне, как бы обнуляя пройденный им путь?

Совершенно верно. В этом и суть — герой сопротивляется тем переменам, которые происходят в его жизни, и насильно пытается «обнулиться», создавая вокруг себя ту, старую атмосферу. И само собой это у него не получается, потому что всё это бесповоротно в прошлом.

Этот проект знаковый и для всего российского кинопродакшна — «Мажор» стал первым отечественным сериалом, права на показ которого приобрела стриминговая платформа Netflix. Сейчас в виду того, что многие компании уходят из России и фактически поставили запрет на использование российского контента, есть ли спрос на отечественные проекты на других рынках, например, азиатском или латиноамериканском? Перспективные ли это направления и нуждается ли российское кино в выходе на новые рынки?

Насколько мне известно, российские сериалы на азиатский и латиноамериканский рынок продаются уже очень давно, и их пока никто не отменял. И да, разумеется, присутствие наших проектов на других рынках всегда хорошо. Перспективу я не оценю — просто не обладаю необходимой информацией, чтобы понять, насколько это прибыльно. Мне кажется, любое присутствие наших проектов на рынках других стран — хорошо. Хотя предполагаю, что это скорее приятные бонусы, чем серьёзные дивиденты.

Каковы Ваши прогнозы на ближайшее будущее отечественного кино, учитывая сложившуюся обстановку в мире, антироссийские санкции и уход из отечественного проката большей части западных премьер? Может быть, нас ожидает «бум» нового авторского кино или, наоборот, период стагнации в сфере?

Будущее отечественного кино — именно кино, а не сериалов — под вопросом, так же как и будущее кино в мире. Тенденция «посмотреть дома» все сильнее. Она существовала и раньше, потому что давала зрителю комфорт смотреть на диване когда удобно и что угодно. И само собой, эту тенденцию усилил год коронавируса. Поэтому бума именно кино я не жду. Разумеется, проекты ещё будут сниматься, будут выходить снятые, будут появляться новые (и немало), снятые на минимальные средства, минимальной техникой. По моим ощущениям, формат похода в кино будет отмирать. И смотреть будут в основном дома.

И повторюсь — если не говорить о формате просмотра, я предполагаю что уйдёт время «дорогих» фильмов, и всё больше будет появляться картин, которые будут удивлять в первую очередь сценарными придумками. За ними будущее. Как человек, переживший не один кризис в индустрии, скажу — за любым спадом всегда идёт подьём. Потребуется некоторое время для адаптации к новым условиям. Но киношники снимали и будут снимать — а зрители хотели и будут хотеть новых историй.