Эксперты оценили судьбу заборов вдоль российских дорог

Автор: Дмитрий Иванов

Когда благоустройство становится яблоком раздора.

Благоустройство и ремонт городских улиц — это, конечно, хорошо. Но иногда оно становится предметом жарких споров между органами власти и горожанами. В этом материале редакция ЦСН изучила проблему «озаборивания» улиц российских городов, аргументы сторон дискуссии и дальнейшую судьбу дорожных ограждений.

Города заборов

В советские времена дороги старались ограждать зеленой изгородью — это выглядело достаточно эстетично и создавало уют. Впрочем, заборы также появлялись, однако их оформление было скорее декоративным, а не типовым. По похожему алгоритму старались действовать и в современной России, однако в последние два года в рамках реализации федеральной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» число заборов стало стремительно увеличиваться. И хотя это подавалось как очевидное позитивное благоустройство, во многих городах нашей страны активисты, интересующиеся урбанистикой, стали выступать против заборов — проводить общественный кампании, привлекать внимание к проблеме СМИ, добиваться от властей отмены «озаборивания». В какой-то момент жаркая дискуссия против заборов стала всероссийским трендом.

Заборы спасают?

Главное предназначение заборов вдоль дорог — снижение аварийности. По логике установщиков, подобные ограждения должны стать основной преградой для пешеходов, которые внезапно выбегают на проезжую часть. Кроме того, заборы расцениваются и как преграда для автомобилей, которые в случае ДТП могут вылететь на тротуар.

Главным сторонником заборов в городах выступает ГИБДД. Руководители территориальных управлений ведомства регулярно дают интервью, в которых говорят, что заборы необходимо устанавливать по ГОСТам, что это благо и повышение безопасности жителей городов. Также именно ГИБДД выносит городским властям предписания об установки заборов.

Еще один пункт — это статистика. При аргументации своей точки зрения ГИБДД приводит данные о том, что заборы способствуют снижению аварийности на дорогах. Справедливости ради, городские активисты, выступающие против установки заборов, ведут свою статистика, которая аргументирует их точку зрения.

Борьба против заборов

Борьба против заборов вдоль дорог стала одной из главных задач российских урбанистов. Главный их аргумент в том, что заборы не выполняют своих заявленных функций (защита пешеходов), уродуют город и мешают водителям.

И если первый пункт можно подтвердить или опровергнуть только после подробного изучения статистики и проведения исследований, то со вторым сложно не согласиться. Причем, для этого не нужно быть архитектором или градостроителем. Конечно, есть примеры, когда заборы выглядят привлекательно — но, как правило, это еще советские дорожные ограждения, как мы писали ранее. Однако в большинстве своем типовая конструкция из стали не самого хорошего качества совсем не украшает улицы российских городов. Еще печальнее ситуация выглядит в том случае, если подобный забор появляется, например, на улице, которая имеет историческую ценность и на которой есть старинные дома.

Также в сети можно найти достаточно примеров, когда горожане смело идут на штурм заборов, перелезают их, а затем переходят дорогу в неположенном месте. К тому же, есть примеры «шаблонности мышления» исполнителей работ, когда после установки жизнь пешеходов только усложнялась — заборами перегораживали удобные перекрестки или безальтернативные пути.

Не только по ГОСТу, но и согласно здравому смыслу

За два года городским активистам ряда российских городов удалось способствовать изменению ситуации. В Москве демонтаж заборов шел быстрее, чем в провинции, но и регионам было, чем похвалиться. В частности, в Новгороде и Рязани власти (не без работы общественников) признали, что заборы имеют целый ряд минусов. В частности, они мешают уборке снега, усложняют видимость водителей. Также за заборами надо следить — а это дополнительная нагрузка на коммунальные службы.

Опрошенные ЦСН эксперты отмечают, что, несмотря на довольно существенные подвижки в «дезаборизации», в ближайшее время это вряд ли станет трендом. Однако необходимость тратить лишние деньги из городского бюджета на уход за заборами может стать одним из главных аргументов от их отказа. Во всяком случае, при реализации программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», их могут ставить уже меньше, чем ранее. А если ставят, то пусть руководствуются принципом, который ранее озвучили власти Калининградской области: не только по ГОСТу, но и по здравому смыслу. Кстати, глава этого региона Антон Алиханов — один из первых противников заборов в органах власти.

Фото: ЦСН