ФГУП НАМИ теперь имеет монополию на сертификацию автомобилей в РФ по упрощенной схеме

Автор: Дмитрий Ковалев

Правительство РФ приняло решение, по которому проверять автомобили на соответствие упрощенному техническому регламенту в условиях санкционного давления сможет только проектный институт НАМИ.

Для начала стоит напомнить, что перед продажей автомобилей в нашей стране им необходимо получить ОТТС (документ, подтверждающий, что разработанный автомобиль подходит по всем техническим регламентам для реализации на территории нашей страны). Совсем недавно постановлением правительства РФ за номером 855 были утверждены новые, упрощенные технические требования к авто. Это было сделано как следствие на невозможность наших предприятий закупать ряд высокотехнологичных компонентов и комплектующих из-за введенных ранее беспрецедентных санкций против РФ. Срок действия этого документа распространится как минимум до февраля следующего года.

Если немного упростить, то вот что получается: теперь автопроизводителям позволено выпускать автомобили с двигателями экологического класса «ЕВРО 0», без установки подушек безопасности, без интеграции системы ABS и без комплекта ««ЭРА-ГЛОНАСС». Однако, в правительстве напомнили, что все это будет доустанавливаться на уже реализованный или же еще не проданный автомобиль за счет автопроизводителя в тот момент, когда будет найдено решение с доставкой компонентов по линии импортозамещения или же в связи со снятием некоторых санкций.

Однако необычным выглядит факт монополии на сертификацию автомобилей у ФГУП НАМИ, так как по недавним соглашениям, проектный институт теперь имеет большой пакет акций (а именно 67,6%), принадлежавший ранее Renault в нашем АВТОВАЗе. То есть получится такая ситуация, когда и выпуском и сертификацией автомобилей будет заниматься одна и та же организация. А это неизбежно приведет к конфликту интересов.

По словам автоэксперта Сергея Бургазлиева, как временная мера — это должно сработать весьма неплохо, но вот в дальнейшей перспективе (а это решение применено впервые в мировой практике: автопроизводитель, орган сертификации и орган, который фактически определяет политику государства сосредоточен в лице одного института), это может негативно сказаться на рынке. Такого же мнении придерживаются и другие автоэксперты.