«Юмор – это безумно сложно и безумно субъективно»: сценарист Олег Бондарев о комедии «Короче, я женюсь!»

Автор: Валерия Соколова

10 февраля на широкие экраны выйдет романтическая комедия «Короче, я женюсь!» – новая картина режиссера Виталия Манюкова. В центре сюжета – молодой человек по имени Костя, собравшийся жениться на своей девушке. Единственный неловкий момент – двое его лучших друзей также раньше встречались с его невестой. «Центральная служба новостей» пообщалась со сценаристом картины и писателем Олегом Бондаревым о грядущей премьере, а также о юморе, фантастике и любовных треугольниках.

Свою писательскую карьеру Вы начали еще в 17 лет — в серии «Мир фэнтези» был опубликован Ваш роман «Гриф и гильдия». С тех пор Вы выпустили более десятка книг в жанре фэнтези — однако Ваш первый сценарий совсем не перекликается с миром фантастики. Как началась Ваша работа над картиной «Короче, я женюсь!» и как романтическая комедия стала первым кинопроектом для писателя-фантаста? Были ли Вы ранее знакомы с режиссером фильма Виталием Манюковым, или знакомство произошло в рамках работы над картиной?

Нет, ранее мы знакомы с Виталием не были. Познакомились случайно — увидел объявление в группе «Сценаристы» на Facebook о поиске автора. Откликнулся, отправил свои сценарии для ознакомления, подумали, что можем сделать вместе. Решили, что интересный вариант — лирическая комедия, поскольку фантастика все же куда более сложный жанр в плане технической реализации (да и более дорогой, чего лукавить). У Виталия на тот момент уже была задумка про троицу друзей, которые связаны одной девушкой и пытаются из этой ситуации выйти. В итоге мы эту идею развили в полноценный сценарий, который и стал основой для фильма «Короче, я женюсь!».

В «Короче, я женюсь!» достаточно звездный актерский состав — в фильме сыграли Алексей Маклаков, Ирина Безрукова, Валентина Мазунина. Писались ли роли специально под этих артистов, или для Вас стало сюрпризом, кто воплотит Ваших героев на экране? Когда Вы увидели ленту впервые — совпала ли картинка на экране с тем образом, который Вы представляли в своей голове при написании сценария?

Нет, изначально роли не писались под этот актерский состав. Какие-то изменения были внесены позже, какие-то — во время репетиций. Вдобавок каждый актер привносит в роль немного себя, и это здорово, это добавляет глубины образам на экране. Не скажу, что все они на 100% совпали с тем, что мы задумывали изначально, но, безусловно, общих черт очень много, и сами характеры идентичны.

Любовный треугольник (а в случае Вашего фильма — даже квадрат) — довольно популярный инструмент комедийного жанра. Чем фильм «Короче, я женюсь!» отличается от других комедий подобного формата? Почему именно эта романтическая история была взята за основу сценария? Наблюдали ли Вы похожие ситуации в жизни, или эта история придумана с нуля?

В данном случае речь идет не столько о любовном треугольнике, сколько об умении отделять прошлое от настоящего. Это, пожалуй, и есть основное отличие данного фильма от других подобных комедий. Нам не столько был интересен сам факт соперничества между молодыми людьми за сердце прекрасной дамы, сколько погоня каждого за его личным идеалом. Подобные ситуации я в жизни, безусловно, наблюдал, и большинство таких историй, увы, заканчивались одновременно с конфетно-букетным периодом. Но это не значит, что «лучше бы они не случались вообще». Скорей, «очень здорово, что они случились, это отличный опыт». Как-то так.

Сложно ли было переключиться с литературного формата на сценарный, или Ваш писательский опыт только помог найти себя в новом амплуа? Какие основные различия Вы видите в написании романа и сценария для полнометражного кино?

Переключаться сложно, потому что форматы, при всей схожести, очень разные. В книгах при желании можно кропотливо выписывать сцену с длинным-длинным диалогом, и пострадает от этого только читатель. В кино каждая минута экранного времени — это не только труд сценариста, это труд всей съемочной бригады — режиссера, актеров, операторов, осветителей, гримеров, декораторов… То есть стоит колоссальных денег. Поэтому плодить сцены ради сцены в кино, мягко говоря, нежелательно. Помимо этого, очень важно понимать, что сценарий полнометражного фильма по формату, скорей, ближе к рассказу, а не роману. Понятно, что есть исключения, но, как правило, в кино есть главный герой и есть его проблема, его конфликт, который он решает на протяжении условных 90 минут. Когда же в 90 минут пытаются упаковать несколько разрозненных историй, нередко получается лоскутное одеяло с оборванными сюжетными линиями, очень трудное для восприятия. Хотя тут, конечно же, тоже есть исключения, и немало.

Комедию называют одним из самых сложных жанров как для актеров, так и для авторов. Что нужно для того, чтобы написать хороший комедийный сценарий? Есть ли какие-то секреты, лайфхаки, как точно рассмешить зрителя?

Юмор — это безумно сложно и безумно субъективно. То, что показалось смешным мне, не обязательно покажется таким кому-то другому. Изучать структуру шуток можно и нужно, без этого комедийный сценарий вряд ли получится (разве что у вас имеется уникальный талант), но я тут точно не ментор и не гуру — сам все время продолжаю учиться.

Ну и раз уж мы сегодня говорили преимущественно о двух жанрах — назовите топ-3 любимых комедии и топ-3 любимых фильма в жанре фэнтези!

Вот я и попался! Сейчас все узнают, что за странный вкус у меня :)

Комедии:
1. «Голый пистолет». Классика, что тут скажешь? Абсурдный юмор, задние планы — обожаю пересматривать и подмечать то, что упустил прежде. Ну и Лесли Нильсен прекрасен.
2. «Счастливчик Гилмор». Обожаю комедии Адама Сэндлера. Да-да, я существую. Эту выделил, потому что она мне ближе прочих — вспыльчивый парень, который мечтал стать профессиональным спортсменом (хоккеистом), в итоге обнаруживает у себя дар совсем в другой стезе и учится усмирять гнев.
3. «Мы — Миллеры». Актерский состав, легкий сюжет с щепоткой криминала и шутки про запрещенные вещества — что еще нужно для смешной комедии?

Фэнтези:
1. «Игра престолов». Эпохальное творение, эталон фэнтезийного сериала, впечатление от которого не испортили даже последние два сезона и невнятный финал.
2. «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины». Прекрасное приключенческое кино с кучей харизматичных героев/злодеев и чудесным юмором, которое заставляет вспомнить детскую мечту стать пиратом и бороздить моря в поисках сокровищ.
3. «Властелин колец». Колоссальный труд Питера Джексона, сделанный с огромной любовью, лучшая экранизации трилогии Толкиена. Думаю, даже сам Мастер, уж на что был ворчун, порадовался бы такому визуальному пиршеству.

Фото: kinopoisk.ru