Депутаты предложили закрепить за учителями право не отвечать в чатах после работы

Автор: Екатерина Соболева
Фото: Изображение сгенерировано нейросетью Dall-e

В России хотят запретить заставлять учителей отвечать в мессенджерах ночью

Депутаты фракции «Новые люди» Анна Скрозникова, Георгий Арапов и Амир Хамитов направили письмо министру просвещения РФ Сергею Кравцову с предложением закрепить за педагогами право не отвечать в родительских чатах и мессенджерах вне рабочего времени. В документе также говорится о необходимости исключить применение дисциплинарных мер за отсутствие отклика в нерабочие часы, пишет ТАСС. Авторы инициативы считают целесообразным закрепить в локальных актах образовательных организаций предельное время для служебного взаимодействия и внести соответствующие положения в трудовые договоры и должностные инструкции.

В письме отмечается, что с развитием цифровых технологий и внедрением электронных систем в школах все чаще возникает проблема соблюдения трудовых прав педагогов. Во многих учреждениях фактически сложилась практика «постоянного цифрового присутствия» учителей, от которых ожидают круглосуточной доступности — даже в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздники. Такая нагрузка не учитывается в системе оплаты труда и не отражена в должностных обязанностях, но фактически является обязательной.

Депутаты подчеркнули, что случаи привлечения учителей к ответственности за несвоевременный отклик в чатах или отсутствие реакции в нерабочее время становятся все более распространенными. При этом в Трудовом кодексе и нормативных актах, регулирующих сферу образования, нет прямого запрета на подобные практики, что создает правовую неопределенность. По мнению авторов, закрепление цифровых границ позволит повысить правовую защищенность педагогов, создать более уважительные условия труда и оздоровить образовательный климат. Они отметили, что защита права учителя на отдых напрямую связана с качеством образования, так как педагог в состоянии постоянной перегрузки не может в полной мере выполнять профессиональные задачи.