Такси в России: рост легализации сопровождается новыми барьерами

Автор: Сазонова Дарья
Фото: Пресс-служба МЕФТ

Доклад МЕФТ выделил ключевые проблемы в развитии такси в регионах России

В преддверии XIII Международного Евразийского форума «Такси», который пройдёт в Москве 14–15 августа, был представлен ежегодный аналитический доклад о состоянии организации перевозок легковыми такси в российских регионах. Документ подготовлен МЕФТ на основе опроса органов власти в 83 субъектах России. Отчёт направлен в Правительство РФ, Федеральное Собрание и профильные органы власти.

Авторы доклада отметили, что с момента вступления в силу нового законодательства (Федеральный закон № 580-ФЗ) наблюдается рост числа легальных участников рынка. Однако реализация норм проходит в условиях устойчивых технических, экономических и организационных препятствий. По словам директора МЕФТ Александра Басалаева, закон обеспечил формализацию деятельности, но активное развитие рынка сдерживается рядом факторов.

В сравнении с предыдущим годом эксперты зафиксировали увеличение числа обращений с предложением изменить закон 580-ФЗ. Также обострились проблемы, связанные с обновлением автопарков и их техническим состоянием. Средний возраст автомобилей увеличивается, что влияет на качество и безопасность услуг.

Несмотря на некоторое снижение обеспокоенности по вопросам высоких страховых тарифов, дефицита кадров и доступа самозанятых к работе в такси, в целом ситуация остаётся напряжённой. Снижение конкуренции среди перевозчиков также вызывает обеспокоенность, так как это отражается на потребительском опыте.

Программный директор МЕФТ Ангелина Никулина отметила, что для устойчивого развития необходима корректировка законодательства и анализ правоприменительной практики. Один из приоритетов — создание условий для эффективной работы, а не только выживания, в существующей экономической и нормативной среде. Эти вопросы будут обсуждаться на предстоящем форуме.

Отдельное внимание в докладе уделено объективным отраслевым данным, включая количество перевозчиков, численность самозанятых, состояние автопарков и развитие электротакси. В 76 регионах приняты все необходимые нормативно-правовые акты для реализации положений федерального закона.

Большинство представителей регионов (69%) считают, что новый закон способствовал легализации отрасли. Тем не менее, 80% опрошенных отметили, что у субъектов не хватает ресурсов для полноценной реализации новых требований. Среди проблем — дефицит кадров в надзорных органах, слабая ответственность агрегаторов и сложности в выполнении контрольных функций.

Регионы также указывают на нехватку методических рекомендаций, отсутствие федеральных субсидий и ограниченные бюджеты субъектов, что затрудняет запуск программ развития такси. Только 7% респондентов заявили об отсутствии значимых затруднений при исполнении закона.

Отдельной темой стал анализ реализации программы «Социальное такси» в 42 регионах страны. Наибольшее число специализированных автомобилей зарегистрировано в Московской области — около 200 единиц.

Доклад завершён рядом практических рекомендаций, которые МЕФТ планирует направить в федеральные и региональные органы власти.