
Кто первый в небо? На ПМЭФ-2025 Василий Шпак подвел итоги пилотного рейтинга по развитию БАС

Россия запускает национальный рейтинг регионов по готовности к «цифровому небу»
Развитие беспилотной отрасли в регионах России получит мощный импульс благодаря новому рейтингу, разработанному по поручению президента России. Об этом заявил замглавы Минпромторга Василий Шпак в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025).
Цель рейтинга — не просто зафиксировать текущее положение дел, а мотивировать регионы создавать условия для внедрения беспилотных авиационных систем (БАС). Уже в 2026 году участие в рейтинге станет обязательным.
Первые итоги и методика
Пилотная версия рейтинга охватила 47 субъектов РФ (без новых регионов, которые смогут подключиться позже). Оценка проводилась по двум направлениям, пяти группам и 25 показателям. Ключевые параметры — это готовность инфраструктуры, открытость воздушного пространства, наличие специалистов и востребованность сценариев применения БАС в экономике.
Лидеры пилотного рейтинга
В числе безусловных лидеров по готовности инфраструктуры и цифровой интеграции замглавы Минпромторга Василий Шпак назвал следующие регионы:
- Сахалинская область — открытое небо, унифицированная система согласования полётов;
- Калужская и Рязанская области — подготовили более 100 сценариев использования БАС;
- Самарская область — провела свыше 5000 часов полётов по разным направлениям;
- Башкирия — активно инвестировал в закупку БАС и услуг с их применением.
На что способны дроны уже сегодня?
Беспилотники применяются в 21 отрасли экономики. Например, они используются для мониторинга строительства, геодезических работ, создания 3D-моделей зданий, поиска пропавших людей, а также в сфере экстренного реагирования и логистики.
Следующий этап — масштабирование
В 2026 году рейтинг войдёт в систему оценки эффективности глав регионов. Также Минпромторг рассматривает возможность привязки федеральных мер поддержки к результатам рейтинга. Одним из ключевых направлений станет сбор отраслевой статистики для формирования ясной экономической модели беспилотной авиации.

По словам Василия Шпака, «в этом соревновании выигрывают все», ведь каждый регион может стать точкой роста, если создаст подходящие условия. Впереди — масштабная работа по стандартизации, верификации методологии и тиражированию лучших практик.




