Как ваш возраст среди братьев и сестер влияет на личность и успех
Психологи считают, что очередность рождения влияет на психику человека
В современной психологии исследования порядка рождения братьев и сестер и его влияния на личность остаются предметом жарких дебатов. Недавние исследования, проведенные экспертами в области психического здоровья, подвергают сомнению долгосрочное значение порядка рождения в формировании личности человека. Кэти Мортон, лицензированный брачный и семейный терапевт из Санта-Моники, Калифорния, наблюдает за тем, как порядок рождения может влиять на восприятие индивидуумом своих обязанностей и отношений в семье. Она утверждает, что существует так называемый «синдром старшей дочери», который включает в себя чувство повышенной ответственности и стремление угодить другим, что часто наблюдается у старших детей.
Однако, как указывает Родика Дамиан, социально-личностный психолог из Хьюстонского университета, многие исследования порядка рождения не учитывают множество переменных, таких как возрастные различия между братьями и сестрами, которые могут объяснить обнаруженные различия в ответственности или умственных способностях. Более того, в масштабном исследовании, в котором участвовало более 20,000 человек, не было найдено убедительной связи между порядком рождения и основными личностными характеристиками, хотя некоторое преимущество в IQ было замечено у старших детей.
Другое исследование, охватившее более 370,000 старшеклассников, также выявило лишь незначительные различия, которые практически не имели значения для большинства психологических исходов. Доктор Дамиан предполагает, что культурные обычаи и ожидания могут играть большую роль в том, как порядок рождения влияет на динамику в семье и восприятие ролей братьев и сестер. Несмотря на это, для некоторых людей, убежденных в значимости порядка своего рождения, такие данные могут не изменить их восприятие. Вопреки популярным мнениям, доказательств того, что порядок рождения определяет личность или успехи в жизни, недостаточно. Это подчеркивает необходимость более глубокого понимания индивидуальных различий и внешних факторов, влияющих на развитие личности.