Как небольшой стресс может улучшить когнитивные функции и облегчить обучение

Автор: Анна Рудакова
Фото: © A. Krivonosov

Новое исследование: умеренный стресс играет ключевую роль в стимуляции мозга

Новое исследование, проведенное профессором психологических наук Калифорнийского университета в Ирвине, Сьюзан Чарльз, и ее коллегами, предлагает новый взгляд на роль стресса в нашей жизни, подчеркивая его потенциальную пользу для улучшения когнитивных функций и обучения. Исследование показало, что, хотя отсутствие стресса может повысить общее чувство счастья и снизить риск хронических здоровьесберегающих проблем, это также может привести к снижению внимания, концентрации и памяти. Выводы подтверждают идею о том, что умеренный стресс играет ключевую роль в стимуляции мозга и способствует его здоровому функционированию.

Мы не призываем ценить каждый стрессовый момент, с которым мы сталкиваемся, но важно понимать, что нормальные повседневные стрессоры могут приносить пользу,

заявил исследователь стресса из Университета Рочестера, Джереми Джеймисон.

Исследователи сравнили группу людей, не испытывающих стресс, с общей популяцией и обнаружили, что, несмотря на меньшее количество проблем со здоровьем, у первой группы наблюдались признаки снижения когнитивных способностей. Это свидетельствует о том, что определенный уровень стресса необходим для поддержания ментальной остроты и способности к обучению. Аналогия с отсутствием боли показывает, как важна реакция на стресс для нашей безопасности и обучения. Гиппокамп, мозговая структура, ответственная за память и обучение, активно реагирует на новые вызовы, что подчеркивает значимость стресса для когнитивного развития.

«Стресс позволяет нам ощутить весь спектр жизни и облегчает обучение», - отмечает Чарльз, подчеркивая, что без небольших повседневных стрессов, мозг может начать страдать, что приводит к ухудшению памяти и способностей к решению проблем. Эти выводы могут иметь далеко идущие последствия для понимания баланса между стрессом и здоровьем, предлагая пересмотреть общепринятые представления о стрессе как исключительно отрицательном факторе. Ученые надеются, что эти данные помогут людям лучше управлять стрессом, ценя его потенциальную пользу для умственной активности и обучения.