После более чем 30 лет службы 5АКПП уходит в историю

Автор: Дмитрий Ковалев
Фото: © A. Krivonosov

Легендарная 5-диапазонная автоматическая КПП уходит в историю

Большой период использования легендарной 5-диапазонной АКПП завершается после того, как Toyota 4Runner в 2025 году получит 8-диапазонную автоматическую коробку передач. Некоторые автомобильные нововведения, какими бы изобретательными они ни были, не удерживаются на рынке долго. Но другие идеи мгновенно находят отклик и остаются в пользовании автобрендов на десятилетия, причем неизменно пользуются спросом.

Было время, когда 4Runner был последним новым автомобилем, оснащенным 5АКПП. Его конкуренты, такие как Ford Bronco и Jeep Wrangler, оснащаются 10-диапазонными и 8-диапазонными автоматическими коробками передач соответственно. По сравнению с ними Toyota казался настоящим «динозавром» из далекого прошлого, но теперь стало известно, что АКПП у внедорожника будет заменена на соответствующую нынешним требованиям.

Первая 5-диапазонная АКПП была разработана ZF для BMW 7 серии 1991 года выпуска, известной энтузиастам как E32. Это было большое дело в то время, когда почти все автомобили имели трех- и четырехступенчатые коробки передач, как механические, так и автоматические. Однако совсем скоро 5-диапазонные автоматические коробки стали стандартным выбором. Однако с развитием автомобильной промышленности количество передач в коробках постоянно увеличивалось.

При этом стоит отметить, что именно 5АКПП была одной из самых популярных конфигураций. Она была установлена как на американских, так и на импортных автомобилях, будь то тяжелые пикапы или легкий коммерческий транспорт. Ford Super Duty использовал такую трансмиссию до 2011 года, а Honda Civic — до 2014 года. Все это говорит о том, что этот тип трансмиссии постепенно уходил, хотя 4Runner продолжал использовать ее до последнего.

Интересно, будем ли мы в будущем с таким же ностальгическим взглядом смотреть на сегодняшние коробки передач. На данный момент ни один из основных автопроизводителей не предлагает коробку передач с более чем 10 ступенями, но это не означает, что мы никогда не увидим 13-диапазонную коробку передач или что-то еще необычное, поскольку автопроизводители стремятся сделать транспортные средства с ДВС более эффективными.