Судостроение: новый эпицентр американо-китайской торговой напряженности

Автор: Сазонова Дарья
Фото: RusPhotoBank

Профсоюзы США обеспокоены ролью Китая в судостроении: идет торговая война

Судостроение становится последним полем битвы в американо-китайской торговой войне, которая затронула самые разные товары, от солнечных панелей и полупроводников до электромобилей. Хотя напряженность ослабла в конце прошлого года после встречи Джо Байдена с президентом Китая Си Цзиньпином, результатом которой стали некоторые соглашения о более эффективном управлении, у двух сторон остаются разногласия по вопросам, имеющим стратегическое экономическое и военное значение.

Торговый представитель США Кэтрин Тай ссылается на обеспокоенность Вашингтона по поводу рисков для глобальных цепочек поставок. «Действия, политика и практика» Китая в судостроении, морском бизнесе и логистике создает зависимость и уязвимость в сталелитейном, алюминиевом, солнечном, аккумуляторном и критически важном секторе добычи полезных ископаемых, сказала она.

Министерство торговли Китая не сразу ответило на отправленный по факсу запрос о комментариях. При этом, акции китайских судостроителей упали после заявления Байдена, например, акции China CSSC Holdings Ltd., дочерней компании Китайской государственной судостроительной корпорации, упали на целых 3,3 % в Шанхае.

Коалиция из пяти профсоюзов США — United Steelworkers, AFL-CIO Maritime Trades Department, Международной ассоциации машинистов и работников аэрокосмической отрасли, Международного братства котельщиков и Международного братства электриков — подала петицию в попытке призвать к действию в связи с тем, что они называют «нерыночной политикой» Пекина, направленной на доминирование в коммерческой судостроительной отрасли.

Если мы не будем действовать быстро, вскоре мы будем зависеть от Китая не только в отношении продукции, которую их суда доставляют в наши порты, но и в отношении самих судов,

заявил президент USW International Дэвид Макколл.

Китай уже доминирует в мировой судостроительной отрасли. В 2019 году Пекин объединил двух крупнейших судостроителей для создания государственного промышленного и военного гиганта, который превосходит международных конкурентов. Это позволило превзойти предыдущих мировых лидеров Южную Корею и Японию. Согласно данным Организации Объединенных Наций, в 2022 году китайские верфи построили почти половину валовой вместимости торговых судов, построенных в том году. Такой размер позволил стране быстро расширить свой торговый и военный флот, насчитывающий около 400 судов, что делает его крупнейшим в мире военно-морским флотом.

Мы будем рассматривать торговлю с Китаем как предмет спора вплоть до выборов, шквал действий администрации Байдена показывает, что ни он, ни Трамп не могут позволить себе выглядеть слабыми в отношении Китая,

сказал Дилан Лох, доцент кафедры политики Наньянского технологического университета в Сингапуре.

Тем временем США изо всех сил пытаются отремонтировать имеющийся у них военно-морской флот и ведут переговоры с Японией об использовании верфей этой страны для ремонта и технического обслуживания военных судов. Эта сделка может быть подписана на саммите в США в следующем месяце.