Кусок русского янтаря позволил ученым изучить поведение насекомых

Автор: Анна Рудакова
Фото: © Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын / Global Look Press / Global Look Press

Ученые раскрыли секреты брачного поведения термитов

Уникальная находка, сделанная группой международных ученых, обнаружила пару термитов, застрявших в янтаре 38 миллионов лет назад, предоставляя необычный взгляд на древнее брачное поведение. Исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показывает, что эти окаменелые насекомые сохранились бок о бок, отклоняясь от привычной позиции «бега в тандеме», характерной для современных термитов.

Руководитель исследования Нобуаки Мизумото, доцент кафедры энтомологии Обернского университета, и его коллеги столкнулись с шокирующим открытием, когда Алеш Бучек из Чешской академии наук нашел эту редкую окаменелость на сайте коллекционера из Калининграда, Россия. Это стало началом масштабного исследования, направленного на изучение брачного поведения термитов миллионы лет назад. Чтобы определить вид и пол пары термитов, команда провела компьютерную томографию, которая показала, что самка держалась за брюшко самца. Затем, для воссоздания доисторической сцены, ученые провели эксперимент с живыми термитами из Тайваня и юга Китая, заставив их двигаться по липкой поверхности, имитирующей древесную смолу.

Эксперимент показал, что, несмотря на стремление избежать ловушки, спаривающиеся термиты старались держаться вместе, что и привело к позиции бок о бок, зафиксированной в янтаре. Томас Шувенк, адъюнкт-профессор городской энтомологии в Университете Флориды и не участвовавший в исследовании, отмечает, что эта работа является замечательным примером пересечения палеонтологии и поведенческой экологии. Окаменелости янтаря, образующиеся из древесной смолы, которая застывает в течение десятков тысяч лет, представляют собой ценные органические драгоценные камни, дающие уникальную возможность взглянуть на древний мир. Это открытие подчеркивает, как мало изменилось брачное поведение термитов за миллионы лет, предоставляя уникальное свидетельство эволюционной стабильности и сложности их социальных связей.