Прорыв ПНИПУ: дешевые и прочные дороги благодаря новой технологии
В Перми разработали технологию для удешевления строительства дорог
В новаторском исследовании, проведенном учеными Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), была представлена технология, которая обещает кардинально изменить подход к строительству автомобильных дорог. Используя простой и эффективный метод пропитки дорожного щебня раствором лигносульфоната, исследователи обнаружили способ значительно улучшить качество и уменьшить стоимость дорожного покрытия.
Проблема создания надежных и долговечных автодорог в России обостряется ограниченным доступом к высокопрочным каменным материалам. В результате, транспортные издержки на доставку качественного щебня из отдаленных карьеров могут составлять значительную часть его стоимости. Ответом на эту проблему стала разработка ученых ПНИПУ, предлагающая новый подход к укреплению менее прочного щебня.
Раствор лигносульфоната, побочного продукта переработки древесины, был выбран в качестве оптимального средства для пропитки щебня. Этот метод не только экологичен, но и экономически выгоден, особенно для территорий с развитым деревообрабатывающим производством.
Ключевым моментом исследования стало определение точной дозировки и условий пропитки, позволяющих максимизировать эффективность процесса. В эксперименте использовался щебень из осадочных пород, типичный для строительства дорог, и лигносульфонат из ели и пихты. Пропитка проводилась в течение шести часов при различных температурах, после чего щебень подвергался сушке.
Результаты испытаний показали значительное улучшение прочности, истираемости и водопоглощения обработанного щебня, особенно при пропитке при повышенной температуре. Внедрение предложенной учеными ПНИПУ технологии может оказать существенное влияние на дорожное строительство в России, делая его более доступным и устойчивым.