Почему Европа призывает к быстрому сокращению ископаемого топлива

Автор: Анна Рудакова
Фото: © A. Krivonosov

Европа планирует сократить выбросы в атмосферу на 90% к 2040 году

Европейский союз призывает сократить выбросы на 90% к 2040 году. Эта цель может быть достигнута только за счет резкого сокращения использования ископаемого топлива, а также пересмотра способов передвижения людей и добывания пищи. Как показывают данные, большая часть Европы по-прежнему привержена амбициозным климатическим нормам, даже несмотря на то, что другие крупные экономики, включая Соединенные Штаты, еще не предприняли обязательных действий. Если европейские страны согласятся с целевым показателем к 2040 году, это поставит ЕС на путь достижения гораздо более масштабной цели в 2050 году - «нулевой» углеродной нейтральности.

Аргументы в пользу действий в области изменения климата не вызывают сомнений и требуют планирования здесь и сейчас,

сказал Вопке Хукстра, комиссар ЕС по климату.

С момента объявления о своем «Зеленом соглашении» в 2019 году, Европа позиционирует себя в авангарде глобальных преобразований, обнародовав целый ряд благоприятных для климата политик, целей и правил. Блок также быстро наращивал свои ветровые и солнечные мощности, чтобы компенсировать сокращение импорта российского газа. Но даже эти шаги не помогли ЕС достичь своих целей, включая первый важный показатель на 2030 год - 55% сокращение выбросов парниковых газов по сравнению с уровнем 1990 года. Консультативный совет ЕС по климату ранее заявил, что сокращения должны значительно увеличиться, и отметил необходимость гораздо большего прогресса в таких областях, как сельское хозяйство и эффективность строительства, где изменения, вероятно, будут политически непопулярны. Например, людям потребуется массовый ремонт своих домов, чтобы привести их в соответствие со стандартами.

Опросы показывают, что озабоченность по поводу изменения климата выше в большинстве крупных европейских стран, чем в Соединенных Штатах. Но даже европейцы, согласно опросам общественного мнения, склонны воздерживаться от шагов, которые нанесут личный финансовый удар. Согласно опросу YouGov, проведенному в прошлом году в семи европейских странах, включая Великобританию, большинство опрошенных выразили несогласие с повышением топливных пошлин или стоимости авиабилетов. С другой стороны, широко поддерживались государственные субсидии для повышения энергоэффективности домов или запрет на одноразовые пластмассы. Европейская комиссия заявила, что потребление ископаемого топлива должно сократиться на 80% по сравнению с уровнем 2021 года при полном отказе от угля. Нефть и газ по-прежнему будут способствовать развитию транспорта и энергетики в некоторых секторах, которые обычно считаются трудноэлектрифицируемыми, таких как судоходство и авиация. Континент будет стремиться к наращиванию технологий, способных улавливать и накапливать выбросы углерода.

Европа обратилась с призывом к обратной связи, и ее поступило множество, со всех сторон - от аналитических центров, компаний до простых граждан. Крупная немецкая авиакомпания Lufthansa обратилась к комиссии с просьбой оставить глобальные условия игры «ровными», в том числе для авиации, во время перехода Европы к экологизации. Гражданин Нидерландов изложил противоположное видение: обложить авиакомпании налогом и использовать доходы от более дорогих авиаперелетов для улучшения железнодорожной системы Европы. Некоторые люди, написавшие в комиссию, заявили, что вся «Зеленая сделка» наносит невосполнимый социальный ущерб. Один человек из Чешской Республики описал «бюрократические вмешательства в советском стиле», которые вредили Европе, в то время как другие страны отказывались играть свою роль в изменении климата.

Европейский совет по международным отношениям в недавней аналитической записке рассказал, как более правый парламент сорвал бы недавно принятую меру, против которой выступают фермеры, направленную на защиту биоразнообразия. В брифинге говорилось, что «значительный сдвиг вправо в новом парламенте будет означать, что коалиция действий по борьбе с климатической политикой’, вероятно, будет доминировать».

Сьюзи Деннисон, старший научный сотрудник по политике сказала, что ранние аспекты «Зеленой сделки», такие как план торговли квотами на выбросы, казались слишком сложными, чтобы их могли зарегистрировать большинство европейцев. Но более недавние шаги, такие как запланированный на 2035 год запрет на традиционные автомобили с бензиновым двигателем, более конкретны и осуществляются в сложное время, когда европейцы уже обеспокоены ежедневными расходами и безопасностью. Сельскохозяйственные организации утверждают, что фермеры чувствуют себя жертвами экологического регулирования, и, вероятно, их станет больше. Евросоюз в значительной степени субсидирует сельскохозяйственный сектор, и выбросы, возникающие в результате использования удобрений и навоза, остаются практически неизменными на протяжении многих лет. Некоторые политики предполагают, что поголовье коров необходимо сократить, и что европейцам следует потреблять меньше мяса.

Мы пытались подчеркнуть преимущества действий в области изменения климата, о которых упоминается недостаточно. Я думаю, что некоторые вещи совершенно игнорируются в общественном дискурсе,

сказал WP Оливье Вардакулиас, координатор политики финансирования и субсидий CAN Europe.

Фермерская ассоциация Ирландии, где на долю сельского хозяйства приходится 40% выбросов в стране, заявляет, что политика правительства пытается «зарегулировать фермеров, отстраненных от бизнеса». Другие страны Европы доказали, что придерживаться зеленой политики важно и, в конечном счете, прибыльно, помогая промышленным предприятиям ЕС стать мировыми лидерами в области перехода к энергетике. Европа также пережила волну серьезных климатических катастроф, включая аномальную жару и лесные пожары. Соблюдение большинства требований Парижского соглашения означает «заметно меньшие экономические потери по сравнению с борьбой с последствиями климатических воздействий», говорится в недавнем отчете Европейской сети действий в области климата.