Как перестать беспокоиться и сказать «нет»

Автор: Анна Рудакова
Фото: © A. Krivonosov

Ученые доказали переоценку негативных последствий от отказа

Как показывает новое исследование, отклонение приглашения не влечет за собой серьезных социальных последствий, которых многие опасаются. По словам Ванессы Бонс, профессора и заведующей кафедрой организационного поведения Корнельского университета, существуют альтернативные издержки для отказа. Например, можно качественно провести время наедине с самим собой, возможно, наслаждаясь радостью от того, что-то упускаешь. Важно уделить немного времени себе и просто расслабиться.

Мы снова и снова обнаруживали, что люди переоценивали эти негативные последствия,

сказал Джулиан Гиви, доцент кафедры маркетинга Университета Западной Вирджинии.

Гиви и его коллега Колин Кирк, адъюнкт-профессор маркетинга Нью-Йоркского технологического института, провели пять экспериментов с участием более 2000 онлайн-участников. В первом эксперименте одна группа участников представила, что говорит «нет» на приглашение друга сходить в музей и что этот друг почувствует. Вторая группа представила, что друг отклоняет их приглашение на экскурсию в музей. Те, кто отказывался от прогулки, постоянно переоценивали как непосредственные негативные последствия (например, то, что их друг почувствовал гнев, разочарование или пренебрежение), так и более долгосрочный вред (например, меньшее количество приглашений в будущем или больше отказов от друга), чем те, кому отказали.

Такая схема применима даже к реальным приглашениям среди романтических пар. В следующем эксперименте одного партнера попросили пригласить другого на светское мероприятие. Еще одному партнеру было дано указание отклонить это приглашение. Аналогично первому эксперименту, тот, кто отклонил приглашение, переоценил, насколько больно будет чувствовать себя его партнер. Исследование предполагает, что людям трудно точно понять точку зрения человека, чье приглашение отклонено - даже нейтральные сторонние наблюдатели переоценили негативные последствия отказа.
В пятом и последнем эксперименте участники разыгрывали роль приглашающего на званый ужин в рандомизированном порядке. Результаты показали, что отказ от социального приглашения помогает людям переоценить эффект от отказа. Участники, которые сначала пригласили кого-то пообщаться, а затем получили отказ, стали более точно предсказывать, что на самом деле чувствует приглашающий, когда отклоняется приглашение.

В экспериментах светские мероприятия были относительно обычными - званые обеды, посещения музеев и пешие экскурсии. Исследователи не тестировали более социально значимые или редкие общественные мероприятия, где «нет» может иметь больший вес, такие как свадьба или рождение ребенка. Еще одно ограничение заключается в том, что каждый раз предлог для отказа был один и тот же - человек хотел остаться дома и расслабиться. Но другие исследования показали, что причина, по которой мы отклоняем социальное приглашение, имеет значение. Например, предыдущее исследование показало, что люди, как правило, с большим пониманием относятся к тому, что причиной отказа является нехватка денег, а не времени, возможно, потому, что финансовые ограничения менее изменчивы. Другие исследования показывают, что хуже чувствовать себя отвергнутым из-за кого-то другого.