Ученые рассказали, чем полезен процесс письма

Автор: Загудалина Диана
Фото: © A. Krivonosov

Ученые не стали скрывать пользу написания текстов от руки для развития мозга

Поскольку цифровые устройства постепенно заменяют ручку и бумагу, ведение заметок от руки становится все более редким явлением в школах и университетах. Рекомендуется использовать клавиатуру, поскольку зачастую это быстрее, чем писать от руки. Однако было обнаружено, что последнее улучшает точность правописания и память.

Чтобы выяснить, приводит ли процесс написания букв от руки к большей связности мозга, исследователи из Норвегии теперь изучили основные нейронные сети, участвующие в обоих способах письма. При письме от руки модели взаимодействия мозга гораздо более сложные, чем при наборе текста на клавиатур. Такая широко распространенная связь мозга имеет решающее значение для формирования памяти и кодирования новой информации и, следовательно, полезна для обучения.

Исследователи собрали данные ЭЭГ у 36 студентов университета, которым неоднократно предлагалось написать или напечатать слово, появившееся на экране. При письме они использовали цифровую ручку и писали курсивом прямо на сенсорном экране. При наборе текста они нажимали клавиши на клавиатуре одним пальцем. ЭЭГ высокой плотности, которые измеряют электрическую активность мозга с помощью 256 небольших датчиков, вшитых в сетку и размещенных над головой, записывались в течение пяти секунд для каждой подсказки.

Связность различных областей мозга увеличивалась, когда участники писали от руки, но не когда печатали. Результаты показывают, что визуальная информация и информация о движениях, полученная посредством точно контролируемых движений рук при использовании ручки, в значительной степени способствуют связям мозга, которые способствуют обучению. Различия в активности мозга связаны с тщательным формированием букв при письме от руки и более активным использованием органов чувств.

Поскольку именно движение пальцев, выполняемое при формировании букв, способствует связям мозга, ожидается, что письмо в печатном виде будет иметь такие же преимущества для обучения, как и скорописное письмо. Напротив, простое движение, состоящее в многократном ударе по клавише одним и тем же пальцем, менее стимулирует мозг.

Полученные результаты объясняют, почему детям, которые научились писать и читать на планшете, может быть трудно различать буквы. Они буквально не ощутили своим телом, каково это — писать эти буквы. Специалисты подчеркивают необходимость дать учащимся возможность пользоваться ручками, а не заставлять их печатать во время урока, говорят исследователи.