Революция в российской авиации: международные полеты снова в игре
АТОР: международный пассажиропоток может составить до 33% в 2024 году
В этом году российские авиакомпании успешно решили проблему использования иностранных самолетов, позволяя им совершать в том числе и международные рейсы. Несмотря на ограничения, связанные с емкостью рынка и бюджетами путешественников, ожидается, что доля пассажиров, летающих за границу, может достигать от 23% до 33%, что значительно выше предыдущих прогнозов.
Вице-президент АТОР по вопросам выездного туризма и генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян высказал мнение, что примерно треть пассажиропотока российских авиакомпаний в 2024 году будет приходиться на международные рейсы. Этого можно достичь после решения вопросов лизинга и страхования с зарубежными партнерами.
Российские авиакомпании S7, «Уральские авиалинии» и «Аэрофлот» с финансовой поддержкой государства завершили процесс «очистки» 92 самолетов, что позволит им летать за границу. «Уральские авиалинии» уже начали полеты в ОАЭ, Узбекистан и Турцию и готовятся к полетам в Азербайджан. S7 планирует рейсы в Бангкок из Иркутска, а «Аэрофлот» возобновляет полеты во Вьетнам, на Хайнань и в Гонконг, а также рассматривается возможность полетов на Филиппины.
Несмотря на ограниченное количество новых туристических направлений и перенасыщенность рынка на некоторых маршрутах, расширение международной маршрутной сети положительно скажется на туротрасли. Мурадян уточнил, что авиакомпаниям необходимы самолеты для более эффективного проведения ротаций и сокращения сроков ремонтов. Рейсы в СНГ, возможное расширение полетной программы в Египет и более эффективное планирование чартерной программы по турецким направлениям также рассматриваются как важные.
Другие эксперты предсказывают более скромную долю международных перевозок в 23%, но подчеркивают потенциал роста российского пассажиропотока у зарубежных авиаперевозчиков в условиях увеличения конкуренции и нормализации стоимости авиабилетов.
Ожидается, что в 2024 году россияне будут летать за границу чаще, хотя и не в той пропорции, что до кризиса, когда соотношение внутренних и международных рейсов составляло примерно 60/40. Однако это будет значительно больше, чем прогнозировалось в середине 2022 года. В программе развития авиатранспортной отрасли к 2030 году предполагается, что международные пассажиры российских авиакомпаний составят 11%.
Эксперты утверждают, что россияне адаптировались к новым условиям, и многие возвращаются к планированию международных путешествий, так как им необходимо летать за границу по различным причинам, включая учебу, работу, недвижимость и семью. Согласно отчету агрегатора «Авиасейлз», в 2023 году 77% всех полетов были по российским направлениям, что указывает на достижение доли международных рейсов в 33%.
Исполнительный директор аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминил о проблеме с 37 бортами, принадлежавшими дочерним компаниям ГТЛК, которые по-прежнему сталкиваются с риском ареста на некоторых международных линиях. Он отмечает, что в 2022 году значительная часть флота была ограничена внутренним рынком, но сейчас такой проблемы нет, и авиакомпании получают большую операционную гибкость в использовании флота.