Как следы от самолетов в небе могут стать угрозой для климата
Ученые доказали влияние инверсионных следов самолетов на глобальное потепление
По словам ученых, наибольшее влияние на потепление планеты может оказать не углерод, сгорающий в двигателях самолетов, а тонкие облачка, которые остаются за бортом.
Следы конденсата, или «инверсионные следы», представляют собой облака, которые образуются, когда реактивные двигатели выбрасывают горячий воздух и частицы сажи в скопления холодного, влажного воздуха высоко в атмосфере. Эти инверсионные следы могут быть причиной большей части последствий потепления в авиационной отрасли. Об этом говорится в отчете за 2022 год Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК).
Авиакомпании, включая American, Delta и KLM, рассматривают разные варианты для уменьшения влияния потепления. Например, перенаправив небольшое количество самолетов на полеты немного ниже или выше, чтобы избежать образования инверсионных следов.
Потенциал роста действительно высок. Если мы сможем избегать определенных районов инверсионных следов с высокой эффективностью и низкой стоимостью, это будет самое дешевое климатическое решение, которое мы знаем,сказал WP Марк Шапиро, директор компании Breakthrough Energy.
Авиация является причиной 3,5% глобального потепления, вызванного деятельностью человека. Сокращение выбросов углекислого газа в отрасли, вероятно, займет десятилетия и потребует крупных инвестиций в новые виды топлива и новые самолеты. Это делает предотвращение инверсионных следов привлекательным краткосрочным решением в глазах некоторых ученых и авиакомпаний.
Компьютерным моделям все еще трудно предсказать, какие инверсионные следы согреют мир. Авиакомпании пока не уверены, как сбалансировать избегание инверсионных следов и затраты на расход дополнительного авиатоплива для изменения маршрута самолета. И никто не знает, как проверить, действительно ли эти усилия охладят Землю.
В течение дня облака отражают часть солнечного тепла обратно в космос, что в свою очередь охлаждает Землю. Они также отражают тепло, исходящее от поверхности Земли, и возвращают его обратно к земле, что, как правило, согревает планету ночью.
Это означает, что инверсионные следы, которые остаются в атмосфере в ночное время, вероятно, нагревают планету.
Оценки воздействия инверсионных следов варьируются от 8% до 57% от общего эффекта потепления авиации с огромными пределами погрешности. Но некоторые исследователи отмечают, что даже на нижнем пределе диапазона оценок инверсионные следы по-прежнему оказывают значительное влияние на потепление.