В России замечен высокий рост спроса на санаторный отдых

Автор: Ольга Артамонова
Фото: © A. Krivonosov

Спрос на российские санатории в 2023 году превышает предложение на 40-51%

В 2023 году Национальный туроператор АЛЕАН отметил значительный рост спроса на оздоровительный отдых в санаториях и SPA-отелях, превышающий предложение. Эксперты туроператора обозначили повышенный интерес к санаториям в разных регионах России, а также планы холдинга АЛЕАН по открытию собственного санатория.

По данным АЛЕАН, лидирующие направления по спросу на оздоровительный отдых в 2023 году включают Кавминводы (рост на 14% к прошлому году), Краснодарский край (+12%), Белоруссию (+12%), санатории Подмосковья и средней полосы (+23%), а также Белокуриху и Башкирию с падением на 7%. Общий рост в санаторном сегменте достиг 11,5% по сравнению с 2022 годом, сообщает АТОР.

Коммерческий директор АЛЕАН Оксана Булах на совместном московском заседании Министерства экономического развития и группы компаний «Мантера» подчеркнула, что рост в санаторном сегменте мог бы быть выше, но ограничен из-за дефицита новых качественных объектов и политики некоторых санаториев, ориентированных на прямые продажи.

Спрос на санатории Кавминвод, по данным АЛЕАН, превышает предложение на 51%, в Краснодарском крае — на 49,2%, а в Белокурихе — на 40,6%. Средняя глубина бронирования санаториев Кавминвод составляет 6–9 месяцев, в других регионах — 3–6 месяцев.

В 2023 году средний рост цен на путевки в санатории составил 15–20% по сравнению с прошлым годом, а средняя длительность пребывания сократилась до 10–11 ночей. Высокий интерес к санаторным путевкам связан с трендом на здоровый образ жизни и оздоровительными программами после ковида, а также переориентацией туристов, ранее ездивших на лечение за границу, на отечественные здравницы.

Аудитория российских санаториев молодеет, увеличивается доля семейных туристов с детьми. Основными критериями выбора санатория являются разнообразие природных лечебных факторов, качество лечебно-диагностической базы, наличие бассейнов и SPA, качество номеров, разнообразие питания, развлекательная инфраструктура и транспортная доступность. В связи с этим интерес к санаториям в своем или соседнем регионе возрастает.

По словам Оксаны Булах, все больше россиян выбирают санатории для решения конкретных здоровьесберегающих задач. В АЛЕАН отмечают, что аудитория до 35 лет предпочитает антистресс-программы, косметологию и детокс, в то время как туристы старше 35 лет интересуются антистресс-программами, программами снижения веса и антивозрастными программами.

Санатории адаптируются под новые запросы потребителей, расширяя перечень аппаратных методик и диагностической базы, практикуя индивидуальный подход к формированию программ для пациента. Многие здравницы также переходят на холистический подход в лечении, расширяя перечень практик и специалистов, включая арт-терапию и умственное оздоровление.

В ответ на высокий спрос, холдинг АЛЕАН анонсировал запуск собственного санаторного бренда Alean Health в рамках развития сети объектов гостиничного оператора Alean Collection. В 2026–28 годах у компании появится первый собственный санаторий, построенный с нуля.