Как социальные сравнения и персональное влияние определяют экологическое поведение

Автор: Анна Рудакова
Фото: © A. Krivonosov

Исследования показали влияние социального восприятия на экологическое поведение

Группа ученых из Proceedings of the National Academy of Sciences изучила данные 430 отдельных исследований, чтобы выяснить, какие факторы повлияли на поведение людей, связанное с окружающей средой.

В 1980 году ученых-бихевиористов пригласили разделить стол переговоров с учеными-геофизиками, поскольку правительство США начало планировать ответные меры на глобальное потепление, говорит Барух Фишхофф, социолог из Университета Карнеги-Меллон. Они помогли составить амбициозную программу информирования общественности, политики и будущих исследований. Но поскольку финансирование иссякло во время правления администрации Рональда Рейгана, наука о поведении сошла с повестки дня.

Сейчас ученые пытаются исправить ситуацию. В прошлом году Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата недвусмысленно призвала правительства, прилагающие усилия в области изменения климата, впервые учитывать поведенческие, социальные и культурные факторы. Сегодня многие люди по-прежнему не решаются перейти на более чистые технологии. Почти половина взрослого населения США говорят, что предпочитают иметь автомобиль или грузовик, работающие на газе, и только 9% предпочитают полностью электрический автомобиль.

Исследование показало, что все меньше людей ощущали личную выгоду от этих технологий или были уверены, что смогут внедрить их в свою жизнь. По словам специалистов, изменение этих представлений будет иметь важное значение для того, чтобы убедить большую часть общественности отказаться от неэффективных технологий или технологий, основанных на ископаемом топливе.

Классическим примером являются солнечные панели. В статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи обнаружили, что наиболее важным фактором, определяющим, установит ли кто-то панели на своей крыше, были не субсидии, география или политика. Важно было, есть ли они у их соседей. Второе исследование показало, что один проект солнечной установки на крыше увеличивает количество установок почти на 50% в радиусе 800 метров.

По словам ученых, те, кто активно внедряет экологически чистые технологии, в последние годы обеспечили рекордные продажи. Ошибочно полагать, что этот рост неизбежен. Люди, которые гораздо менее терпимы к неопределенности и неудобствам, связанным с новыми продуктами, останутся в стороне, если эти проблемы не будут решены.