Оксана Федорова рассказала об итогах III Международного конкурса юных музыкантов «Моя Россия: музыкальное путешествие»

Автор: Валерия Соколова
Фото: пресс-служба Фонда Оксаны Федоровой

Оксана Федорова рассказала о проекте «Моя Россия: музыкальное путешествие»

24 ноября в Российском национальном музее музыки пройдут торжественная церемония награждения и гала-концерт III Международного конкурса юных музыкантов «Моя Россия: музыкальное путешествие». Проект посвящен популяризации музыкального наследия русских композиторов, а также поддержке молодых талантов. «Центральная служба новостей» пообщалась с председателем жюри конкурса, певицей и телеведущей Оксаной Федоровой о том, каким стал проект за три года и какова дальнейшая судьба его юных участников.

В этом году конкурс «Моя Россия: музыкальное путешествие» проходит уже в третий раз. Расскажите, пожалуйста, как менялся проект за эти три года? Есть ли какие-то нововведения в программе конкурса в этом году?

Идея проведения конкурса возникла совершенно спонтанно в 2021 году в рамках нашего первого сезона проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие». Тогда мы впервые реализовали съемку телепрограмм о музыкальной истории четырех городов — Москвы, Твери, Пскова и Курска, — в рамках президентского гранта. Во время съемок наша творческая группа посещала музыкальные школы. Обязательной частью программы были концерты с участием местных музыкантов — как профессионалов, так и начинающих, совсем еще юных, но уже очень талантливых исполнителей. Это были такие теплые, добрые, вдохновенные встречи, что мне и моей команде захотелось поощрить ребят и дать им возможность показать себя и свои таланты не только на региональном уровне, но и в рамках всей страны. Самый первый конкурс мы провели в ноябре 2021 года, было немного работ, около 250, но размах по географии сразу был большой. В 2022 году количество участников составило более 500, а в этом году уже 763! И в этом я вижу большую роль наших партнеров, таких как Российский национальный музей музыки, Рахманиновское общество, Российская государственная детская библиотека, радио «Орфей» и многих других, кто нам помогает и организационно, и информационно.

Фото: пресс-служба Фонда Оксаны Федоровой

Главные новшества этого года: во-первых, мы разделили номинацию «Сольное инструментальное исполнительство» на 6 под-номинаций в соответствии с основными группами инструментов: клавишные, струнные, духовые, ударные и народные. Во-вторых, мы ввели двухступенчатую систему оценки работ, когда сначала все работы оценивают эксперты и из суммы оценок экспертов формируется шорт-лист, список финалистов. А уже жюри из финалистов определяет победителей.

Третье новшество — впервые мы ввели сквозную спецноминацию «Наследие С. В. Рахманинова» и «Наследие Ф. И. Шаляпина», которая приурочена к празднованию 150-летнего юбилея великих музыкантов. Награда присуждалась как среди вокалистов, так и среди инструменталистов. И четвертое новшество конкурса этого года — абсолютно все финалисты, вошедшие в шорт-лист, получают в качестве поощрительного приза право на участие в концертах Фонда Оксаны Федоровой в 2024 году. Я уверена, что для ребят это будет яркий, незабываемый опыт.

В качестве конкурсных работ большинство участников выбрали произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и М. И. Глинки. Как Вы считаете, чем обусловлена популярность именно этих композиторов у молодого поколения музыкантов?

В рамках нашего конкурса мы изначально ограничили список конкурсных работ произведениями наших отечественных композиторов, которым был посвящен телепроект «Моя Россия: музыкальное путешествие». Список композиторов у нас довольно широкий — помимо тех, кого вы назвали, это еще А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьева, С. И. Танеев, Н. Г. Рубинштейн. Абсолютным лидером этого года стал С. В. Рахманинов — его произведения исполняют более 40% участников. И это объяснимо — поскольку все учащиеся музыкальных школ и школ искусств готовили программы, приуроченные к празднованию 150-летия великого классика. В прошлом году более 50% участников исполняли произведения П. И. Чайковского. Я думаю, все дело в том, что эти композиторы создали невероятно богатое наследие именно музыки для детей — она не только легко запоминается, но и достаточно легко дается детям в рамках программы музыкальной школы. Скрябина, Прокофьева или Римского-Корсакова играют меньше участников, но и выбирают их чаще всего участники старшей группы, чтоб показать свое мастерство и виртуозное владение инструментом.

Поддерживает ли проект «Моя Россия: музыкальное путешествие» связь с победителями предыдущих лет? Оказывается ли участникам конкурса дальнейшая поддержка в творчестве и карьере?

Да, со многими участниками и победителями мы сохраняем дружеские отношения, приглашаем их в качестве артистов на наши концерты и фестивали. Так, например, в этом году в рамках фестиваля «Балетные истории: русская классика» наши финалисты прошлых лет выступали в арт-постановках на сцене Российской государственной детской библиотеки и даже на Красной площади. А в прошлом году вокалист Илья Понти принимал участие в благотворительном концерте в Колонном зале Дома Союзов, который мы проводили совместно с Образцово-показательным оркестром Нацгвардии РФ.

Фото: пресс-служба Фонда Оксаны Федоровой

Как формируются экспертный совет и жюри конкурса?

Экспертный совет был сформирован из профессиональных музыкантов и деятелей культуры, у которых есть опыт преподавания и работы с детьми, которые обладают умением оценивать именно детское творчество. И именно на экспертный совет легла самая сложная задача — отсмотреть все работы в рамках своих номинаций. Так, например, в номинации «Академический вокал» у нас поступило 248 заявок, а в номинации «Клавишные инструменты» — 257!

В состав жюри вошли известные деятели культуры и искусства, с которыми Фонд дружит и сотрудничает многие годы: Аскар Абдразаков, Игорь Бутман, гендиректор Музея музыки Михаил Брызгалов, оперный певец Альберт Жалилов, директор РГДБ Мария Александровна Веденяпина, а также те, с кем наше сотрудничество только начинает развиваться — дирижер Алексей Асланов, оперная певица Дарья Терехова, заслуженный артист РФ, аккордеонист Петр Дранга.

Поскольку мы понимаем, насколько у всех экспертов и жюри активный темп жизни, голосование проходило онлайн, независимо друг от друга эксперты и члены жюри выставляли оценки. И уже по факту получения финальных оценок наша рабочая группа фонда суммировала полученные баллы и сформировала список победителей.

Что самое главное в оценке творчества юных артистов? На какие критерии опирается Жюри?

В соответствии с Положением о конкурсе, наши эксперты и жюри оценивали конкурсные работы по 7 критериям: музыкальность и артистизм исполнения; качество исполнения программы: точность исполнения, звукоизвлечение, стилистическое соответствие исполняемых произведений, чистота интонации; техническое мастерство; уровень сложности исполняемых произведений; художественная выразительность; сценический вид; соответствие исполняемой программы возрасту участников.

Для меня при оценке работ конкурсантов было важно увидеть и ощутить любовь ребенка к тому, чем он занимается. Эта энергетика передается даже на видеозаписях, по которым мы оценивали ребят. И я хочу сказать, что по некоторым номинациям несмотря на то, что все эксперты и жюри голосовали независимо друг от друга, мнения полностью совпали. Многие участники подошли к конкурсу крайне ответственно — выбрали костюм, красивый зал для записи. Все это, конечно же, тоже повлияло на общую оценку.

Фото: пресс-служба Фонда Оксаны Федоровой

Я уверена, что все дети, независимо от того, вошли они в состав финалистов и победителей или нет, заслуживают внимания и поощрения, похвалы. Поэтому во всех конкурсах детского творчества, которые проводит мой Фонд, абсолютно всем участникам мы отправляем сертификаты об участии в электронном виде, а педагогам — благодарности. Я знаю по себе, как бывает сложно просто заставить себя оформить заявку, подобрать материал для конкурсного прослушивания, отрепетировать, сделать запись. Поэтому я всех участников считаю победителями — прежде всего для себя, для своего творческого и духовного роста. А педагогам, концертмейстерам отдельное спасибо и низкий поклон за их труд, терпение, вдохновение и любовь, с которой они относятся к своим ученикам.

Что бы Вы хотели пожелать молодому поколению музыкантов и юным представителям других творческих сфер сегодня?

Я желаю всем, кто выбрал для себя творческую профессию — музыку, литературу, театр, балет или другой вид искусства, — не бояться проявлять свой талант, постоянно экспериментировать, учиться, повышать свое мастерство. Участвовать в самых разных конкурсах, прослушиваниях, если у вас есть на это время, желание и силы — показывайте себя, проявляйтесь, чтобы вас увидели, оценили и запомнили. Верьте в себя, не позволяйте негативным мыслям сбить вас с пути. Даже если вы не станете победителем — этот опыт даст новые знания, ощущения и эмоции, которые помогут сделать шаг вперед. И не всегда победа — залог успеха. Определите для себя приоритеты, цель, мечту и каждый день делайте хотя бы один шаг к ней навстречу. Я уверена — успех обязательно придет! Желаю всем удачи, здоровья и ярких творческих побед!