Почему не заработала новая система «Электронная путевка»

Автор: Ольга Артамонова
Фото: © Сайт Федерального агентства по туризму / tourism.gov.ru

Почему электронная путевка не принимает

В результате первых двух дней эксплуатации системы «Электронная путевка» массовыми туроператорами в продуктовом режиме с выгрузкой больших массивов данных в реальном времени, у участников рынка возникли проблемы, по данным АТОР. Было замечено, что до 30% путевок у некоторых крупных туроператоров были возвращены системой, так как она не приняла их и не отобразила.

Система возвращала часть заведенных в нее туров с «неизвестной ошибкой», и конкретный источник ошибки в текущей конфигурации «Электронной путевки» пока невозможно определить. С одной стороны, это может быть связано с неготовностью системы к большим нагрузкам в продуктовом режиме, о чем неоднократно предупреждали в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Однако компетентные специалисты склонны считать, что почти все отказы вызваны некорректным или неполным вводом данных турагентами.

Стоит отметить, что к информационной системе «Электронная путевка» подключены IT-системы туроператоров, которые автоматически выгружают в нее данные, вводимые их розничными партнерами, включая через личные кабинеты туроператоров на их сайтах. Таким образом, от агентов зависит, что окажется в «электронной путевке».

Тем не менее, агентский рынок оказался неготовым к нововведению и к дате 15 ноября. Несмотря на разосланные туроператорами обновленные формы договоров и инструкции, этому сегменту не хватило времени и, главное, детальных пояснений по каждому шагу работы в новой системе.

Усложняет ситуацию и то, что каждый туроператор, исходя из своих технических возможностей, настроил работу с «Электронной путевкой» по-своему, и единых инструкций агенты, работающие с десятками туроператоров, получить не могли. Кроме того, подробных инструкций по каждому шагу операторы также не могли подготовить к 15 ноября, поскольку никто еще не работал в режиме автоматической выгрузки больших массивов данных в информационную систему «Электронная путевка».

В результате профильные чаты в социальных сетях и мессенджерах переполнены вопросами турагентов к коллегам о новых условиях работы и правилах ввода данных. Многие турагенты не понимают, как и какую информацию вводить, почему требуются определенные поля, какая ответственность связана с различными аспектами, и возникают разнообразные проблемы при работе с системой.

На рынке возникла коллизия, когда данные о 20–30% проданных и оплаченных туров просто не отображаются и не вносятся в систему. С 15 ноября наступила юридическая ответственность для туроператоров за невнесение данных в систему «Электронная путевка», и каждый тур, который система возвращает, представляет для них большие риски, вплоть до исключения из реестра туроператоров.

Однако с работниками агентств, которые, вероятно, по незнанию неправильно заполняют поля в формах, ничего поделать невозможно, поскольку в законодательстве не прописана ответственность агента за внесение или невнесение данных. Если ошибки возникают в самой системе, а не по вине агентов, то санкций к ее оператору также нет.

Эта патовая ситуация привела к тому, что конкретная юридическая ответственность туроператоров зависит от действий третьих сторон, которым юридически ничего не грозит.

Проблема была озвучена и обсуждена на недавнем совещании в Минэкономразвития с участием туроператоров и оператора информационной системы «Электронная путевка». В ведомстве проявили понимание сложности момента и сообщили, что в период отладки работы системы Минэкономразвития не будет применять к туроператорам штрафные и санкционные меры, а каждая проблема будет разбираться индивидуально. Также было подтверждено, что проблема находится на контроле, и ведомство обещало в сотрудничестве с туроператорами разработать алгоритм решения возникшей проблемы в кратчайшие сроки.

АТОР в свою очередь также проведет серию обсуждений и экспертных консультаций с членами Ассоциации для того, чтобы помочь в скорейшем решении возникающих проблем.