Как пандемия изменила планы отпуска и стиль путешествий россиян

Автор: Ольга Артамонова
Фото: © Сайт Федерального агентства по туризму / tourism.gov.ru

Насколько заранее российские туристы предпочитают бронировать свой отпуск

Исследование, проведенное в телеграм-канале Ассоциации туристических операторов России (АТОР) с 8 по 12 ноября 2023 года, показало, что примерно половина участников опроса (49%) предпочитают бронировать свой отдых от одного до трех месяцев до планируемой поездки. При этом 24% респондентов планируют свой отпуск за два-три месяца, а 25% — за месяц до отправления. Также было замечено, что почти равное количество путешественников, 18% и 19%, выбирают крайние способы планирования: за год вперед или в последнюю минуту соответственно. Самым непопулярным вариантом оказалось приобретение путевки за полгода до отпуска, что выбрали лишь 11% участников.

Последовательность кризисов привела к различным изменениям в потребительских предпочтениях. Одни из читателей стали более осторожно относиться к бюджетированию поездки и избегают покупки авиабилетов непосредственно перед вылетом, в то время как другие, опасаясь непредвиденных обстоятельств, откладывают решение о покупке тура до последнего момента. Одна из читательниц упомянула, что раньше планировала поездки за полгода, но с 2020 года перешла на спонтанные путешествия. Другая подписчица, напротив, отметила, что раньше часто покупала билеты в последний момент из-за низких цен накануне вылета, но теперь иногда даже покупает билеты за полгода.

Однако данные опроса в телеграм-канале АТОР могут отражать настроения и планы только самых активных путешественников и профессионалов турбизнеса, а не всех туристов. Вице-президент АТОР по выездному туризму и генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян предоставил совершенно другую статистику. Он сообщил, что в среднем глубина бронирования туров за рубеж, за исключением высоких праздничных или каникулярных дат, составляет от двух до трех недель, а доля туристов, бронирующих путешествия заранее в непиковые даты, сейчас не превышает 5–10% от общего объема продаж.

Вице-президент АТОР по внутреннему туризму и генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин заметил, что определение «средней» глубины бронирования для поездок внутри России является ошибочным, поскольку этот показатель сильно различается в зависимости от времени года и направления. Например, для туров в Подмосковье характерна самая низкая глубина бронирования, что объясняется их близостью, относительной дешевизной и наличием разнообразных отелей.

В этом году также наблюдалось много свободных мест в гостиницах Крыма, что привело к снижению глубины бронирования. В то же время, для санаториев Кавказских Минеральных Вод требуется бронирование за несколько месяцев из-за большого спроса и ограниченного предложения. Кроме того, туры по России менее зависят от ценовой политики авиакомпаний, так как многие путешественники предпочитают добираться до места отдыха на своих автомобилях.