Древние вирусы во льдах: угроза пандемии из вечной мерзлоты
Вирусы времен ледников: угроза пандемий из-за тающей вечной мерзлоты
На протяжении многих лет, исследователям удается открывать все больше новых вирусов. Количество разнообразия бактерий поражают воображение. Так, например, совсем недавно, ученым удалось обнаружить во льдах Якутии вирусы, возраст которых оценивается несколькими тысячами лет. Удивительно, что после разморозки патоген смог сохранить свои способности заражать и убивать микроскопические живые организмы. Однако, такие находки настораживают ученых, ведь шанс того, что в будущем будут обнаружены неизвестные бактерии, способные заразить людей, заметно растет. Известно, что возраст самого древнего вируса равен примерно 50 000 лет. Опасения основываются тем, что у человечества не будет иммунитета и качественной вакцины.
Профессиональный вирусолог Жан-Мишель Клавери уверен, что миру угрожают «вирусы-зомби», способные нанести урон общественному здравоохранению, ведь температура Земли выросла на 1,2 градуса, по сравнению с доиндустриальными временами. По прогнозам ученых, уже летом 2030 года, Арктика может полностью освободиться ото льда. Жаркий климат приведет к выбросу в атмосферу захваченных парниковых газов, таких как метан.
Недавно ученый провел интервью в своей лаборатории в кампусе Lumini Университета Экс-Марсель во Франции. Он рассказал, что зачастую люди привыкли полагать, будто опасность изменения климата принесет с собой болезни с юга. Однако это не так. По словам профессора, стоит учитывать вечную мерзлоту, которая тает, высвобождая при этом микробы, бактерии и вирусы. Это означает, что следует уделить больше внимания опасности, надвигающейся с севера.
Возвращаясь на 50 000 лет назад можно заметить, что неандертальцы исчезли из региона. Если они умерли от неизвестного вирусного заболевания, и этот вирус вновь появился, это может представлять опасность для всего человечества,пояснил Bloomberg вирусолог Жан-Мишель Клавери.
Клавери получил образование в области теоретической физики элементарных частиц, прикладной информатики и биохимии. Он не имел формального образования в области иммунологии, что по его словам, наоборот, доказало преимущество его карьеры, поскольку он пришел в эту область свободным от предубеждений. Лабораторный комплекс вирусолога занимает место у подножия скалистого утеса на окраине Марселя во Франции. Его кабинет можно сравнить с лавкой диковинок или дом эксцентричного коллекционера. Пластиковые бутылки с образцами почвы и стеклянные флаконы с неописуемой коричневой жидкостью теснятся в поисках свободного места, в то время как в кабинете Клавери находится позвонок шерстистого носорога и остатки бивня мамонта, найденные его командой во время экспедиции 2019 года в Сибири.
В июле этого года, отдельная группа ученых опубликовала результаты, показывающие, что даже многоклеточные организмы могут выживать в условиях вечной мерзлоты, в неактивном метаболическом состоянии, называемом криптобиоз. Они успешно реанимировали круглого червя возрастом 46 000 лет, просто повторно увлажнив его.
Почетный профессор Института молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка Теймурас Курцчалия убежден, что микрожизнь можно остановить, а затем возобновить ее. В пример он привел живые организмы, которым свойственно каким-то образом ослаблять или приостанавливать метаболические процессы.
На протяжении многих лет мировые агентства здравоохранения и правительства вели мониторинг на предмет неизвестных инфекционных заболеваний, против которых у людей не было бы иммунитета и вакцины. Так, всемирная организация здравоохранения в 2017 году добавила родовую «болезнь X» в краткий список патогенов, относящихся к приоритетным для исследований и разработки дорожной карты по предотвращению или сдерживанию эпидемии.
Представитель ВОЗ доктор Маргарет Харрис пояснила, что организация работает совместно с более чем 300 учеными над изучением фактических данных по всем семействам вирусов и бактерий, которые могут вызывать пандемию, включая те, которые могут высвобождаться при таянии вечной мерзлоты. Почва, которая когда-то изобиловала животным миром, обеспечивает идеальные условия для сохранения органических веществ: она естественная, темная, лишена кислорода и допускает очень незначительную химическую активность. В Сибири она может достигать глубины до километра. В этом месте вечная мерзлота уходит очень далеко и покрывает около двух третей территории России. Согласно статье, опубликованной в журнале Nature в 2021 году, всего в одном грамме были обнаружены тысячи дремлющих видов микробов.
Некоторые ученые опасаются, что современные технологии могут превратить ранее недоступные районы вдоль побережья Сибири в центры добычи полезных ископаемых, поскольку незамерзающие маршруты через Северный полярный круг повышают доступность. Разработка этих глубоких залежей, за пределами активного слоя, который оттаивает каждое лето, увеличила бы возможность взаимодействия человека с потенциально вредным древним патогеном.
Крупные организации также осознают подобные риски, так недавно был приостановлен проект стоимостью 125 миллионов долларов по поиску вирусов в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке, который потенциально мог заразить людей. Ученые опасаются, что исследование может спровоцировать пандемию.