Ученые рассказали, как вырастить отзывчивых детей
Близость детей с родителями способствует их доброте и отзывчивости
В новом исследовании ученых из Кембриджского университета было установлено, что связь между родителями и детьми в раннем возрасте значительно увеличивает склонность ребенка социализации, проявлению доброты и сочувствия к другим.
В исследовании анализировались данные более чем 10 000 человек, родившихся в период с 2000 по 2002 год, для понимания долгосрочной взаимосвязи между ранними отношениями с родителями, просоциальностью и психическим здоровьем. Надо отметимть, что это одно из первых исследований, которое изучает взаимодействие этих характеристик на протяжении длительного периода, охватывающего детство и подростковый возраст.
Исследователи обнаружили, что люди, у которых были теплые и любящие отношения со своими родителями в возрасте трез лет, не только имели меньше проблем с психическим здоровьем в раннем детстве и подростковом возрасте, но также проявляли повышенную социализацию в обществе. Речь идет о поведении, направленному на благо других, например, доброта, сочувствие, готовность помочь, щедрость и волонтерство.
Несмотря на то, что требуются дополнительное и углубленное изучение, исследование указывает на значительную связь. В среднем было обнаружено, что на каждую стандартную единицу выше «нормального» уровня, при которой близость ребенка с родителями была выше в возрасте трех лет, просоциальность возрастала на 0,24 стандартной единицы к подростковому возрасту.
И наоборот, дети, чьи родительские отношения в раннем возрасте были эмоционально напряженными или жестокими, с меньшей вероятностью развивали просоциальные привычки с течением времени. Поулченные результаты подчеркивают важность развития адресной политики и поддержки молодых семей, в которых установление тесных отношений между родителями и детьми не всегда может быть простым, например, если родители испытывают финансовые трудности и трудности на работе.
В исследовании также изучалось, насколько психическое здоровье и просоциальное поведение являются фиксированными чертами молодых людей и насколько они колеблются в зависимости от обстоятельств, например, под влиянием перемен в школе или личных отношениях. Ученые измеряли как психическое здоровье в возрасте 5, 7, 11, 14 и 17 лет, с целью составления полной картины динамики, формирующей эти характеристики, и того, как они взаимодействуют.
Анализ показал, что по достижению определенного возраста люди склонны быть психически здоровыми или психически нездоровыми и иметь достаточно фиксированный уровень устойчивости. Просоциальность варьировалась в большей степени и дольше, в зависимости от окружающей среды. Видимо поэтому большое влияние оказывают ранние отношения с родителями. В детском возрасте человек усваивает те аспекты отношений с родителями, которые характеризуются эмоциями, заботой и теплотой, что оказывает влияние на будущую склонность быть добрыми и полезными по отношению к другим.
Исследование также выявило некоторые доказательства связи между проблемами психического здоровья и просоциальностью. Примечательно, что дети, у которых в более молодом возрасте проявлялись внешние симптомы психического здоровья выше среднего, позже показали меньший уровень социализации, чем обычно.
Хотя дети с просоциальностью выше средней обычно имели лучшее психическое здоровье в любой конкретный момент времени, это не означало, что их психическое здоровье улучшалось по мере взросления.
Таким образом полученный вывод предполагает, что усилия школ по поощрению просоциального поведения могут быть более эффективными, если они будут интегрированы в учебную программу на постоянной основе.