Эксперимент доказал сложность поэтапного отказа от нефти, газа и угля
Мир без ископаемого топлива: возможно ли такое в XXI веке
Каждый год в мире добывается огромное количество используемых природных ресурсов. Так, за последние годы, добытые запасы нефти США резко возросли. Этому поспособствовали нетрадиционные методы бурения, позволяющие добыть больше сланцевой нефти и газа, что было невозможно ранее. В результате этого, ресурсы превысили 36 миллиардов баррелей. Тем не менее, доказанные запасы нефти США далеко отстают от глобальных нефтяных лидеров, таких как Венесуэла, Саудовская Аравия и Канада.
Известно, что за один год в мире использовали рекордные 8 млрд метрических тонн угля. В опубликованном докладе Международного энергетического агентства (МЭА) за 2022 говорится, что потребление угольного запаса выросло на 1,2% по сравнению с 2021 годом. А к началу 2023 года этот показатель поднялся на 1,5%.
По подсчету специалистов, запасы сырой нефти исчезают со скоростью около 4 миллиардов тонн в год из-за годового мирового потребления. При этом истощение запасов произойдет через 50 — 120 лет. По прогнозам комиссии ООН по народонаселению, уже к 2050 году количество людей в мире достигнет 9,7 миллиарда человек. Это означает, что спрос на энергию будет продолжать расти. Так, например, только в Соединенных Штатах добывается и перерабатывается более 100 миллиардов кубических футов природного газа. Как известно, при сжигании этого ископаемого топлива выделяются газы, согревающие планету.
Запасы ископаемых видов топлива Земли существенно влияют на глобальное потепление. Именно поэтому активисты движения за изменения климата бьют тревогу по всему миру. Они призывают прекратить использование ресурсов. В преддверии ключевого климатического саммита ООН, протестующие Нью-Йорка направили письмо президенту США Джо Байдену с просьбой взять на себя обязательство постепенно прекратить добычу ископаемого топлива в стране.
Нынешняя политика в области климата ведет мир к повышению температуры на 2,8 градуса к концу века, что будет означать катастрофу для планеты. Об этом заявил в четверг Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш, выступая перед журналистами в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Репортер по климату Шеннон Осака занимается освещением политики и науки для Washington Post. Она решила выяснить, что произойдет, если мир внезапно прекратит добычу ископаемого топлива и что это будет значить для человечества.
Многие крупные производители ископаемого топлива считают, что закрытие нефтяных скважин окажется катастрофой. По словам директора инициативы по энергетической безопасности и изменению климата в Институте Брукингса Саманты Гросс, если завтра прекратить добычу ископаемого топлива, мир быстро остановится. В районах, где значительная часть электроэнергии вырабатывается на возобновляемых источниках, ископаемое топливо часто используется для обеспечения "устойчивой" мощности, которая может включаться в любое время дня и ночи. Без этой мощности в электросетях произошли бы массовые отключения электроэнергии. Так, например, из-за нехватки нефти, используемой для грузовых перевозок по всему миру, поставки продовольствия и других товаров первой необходимости будут прекращены.
Однако, оставшихся запасов ископаемого топлива хватит ненадолго. Так, например, в стратегическом нефтяном резерве США в настоящее время содержится около 347 миллионов баррелей нефти. При нынешних уровнях использования этого запаса, стране хватило бы ресурса всего на 17 дней. В то время, как миру хватило бы всего на 3 с половиной дня.
Как утверждает содиректор по исследованиям в Oil Change International Келли Траут, добыча ископаемых прекратится не во всем мире. Многие группы уже сосредоточены на предотвращении новой добычи нефти и газа в соответствии с моделями, показывающие, что любая новая добыча нефти и газа приведет к превышению целевого показателя в 1,5 градуса Цельсия.
Например, Международное энергетическое агентство, которое моделирует переход к нулевым выбросам углерода, отмечает, что миру нет необходимости открывать новые угольные шахты или разрабатывать нефтегазовые проекты с длительными сроками выполнения. Однако, постоянные инвестиции в некоторые существующие нефтегазовые активы и другие одобренные проекты востребованы.
Политический аналитик Международного института устойчивого развития Оливье Буа фон Курск, отмечает, что нефтяные и газовые месторождения в среднем теряют около 4% своей добычи каждый год по мере снижения пластового давления. Этот показатель снижается примерно на 3% в год, который МЭА смоделировало в своем сценарии сокращения выбросов до нуля к 2050 году. По ее словам, человечество могло бы просто сохранить месторождения, которые уже находятся в эксплуатации. Однако, для этого потребовалось бы огромное и быстрое производство солнечных батарей, аккумуляторов и электромобилей.
По прогнозам МЭА, всего за семь лет миру придется утроить мощности возобновляемых источников энергии, чтобы сократить спрос на ископаемое топливо на 20%. Страны будут вынуждены ускорить распространение электрических грузовиков и дальнейшее развитие новых технологий, таких как улавливание углерода и водорода.
Тем не менее, новые нефтяные и газовые скважины продолжают появляться по всему миру. Согласно недавнему отчету Oil Change International, на Соединенные Штаты приходится примерно треть запланированного увеличения добычи ископаемого топлива в период с сегодняшнего дня до 2050 года. В пятницу администрация Байдена обнародовала план по разрешению большей аренды оффшорной нефти и газа в Мексиканском заливе в течение следующих пяти лет, чтобы гарантировать возможность правительства выставлять на аукцион новые договоры аренды оффшорной ветроэнергетики.
На сегодняшний день политики и исследователи спорят о том, должны ли развитые страны сначала прекратить производство ископаемого топлива или продолжить производство, чтобы обеспечить стабильные поставки ископаемого топлива. По мере перехода мира к чистой энергетике, использование возобновляемых источников энергии должно быть сбалансировано с постепенным отказом от ископаемого топлива. Но определить сроки этих двух сложных процессов не так просто.
Исполнительный директор МЭА Фатих Бирол, который помогает возглавить глобальную кампанию по ликвидации ископаемого топлива во всем мире к 2050 году, высказался в недавнем интервью. Он крайне обеспокоен тем, что переход на экологически чистую энергию может лишить работы многих специалистов угольной, нефтяной и газовой промышленности. Фатих переживает, что последствия такого перехода будут плачевными. По словам руководителя, при плохом планировании перехода может возникнуть обратная реакция с политическими последствиями.