Ольга Смирнова: «Моя задача – играть так, чтобы люди сопереживали персонажам»
1 сентября в онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера продолжения откровенной драмы «Жизнь по вызову», рассказывающей о том, как устроен современный мир российской индустрии эскорта. Одну из ролей в популярном проекте сыграла актриса Ольга Смирнова. «Центральная служба новостей» обсудила с Ольгой неоднозначность темы проекта, отношение актрисы к своим персонажам и степень ее погружения в роли неоднозначных героинь.
Наше интервью состоялось буквально накануне выхода второго сезона драмы «Жизнь по вызову». Судя по аннотации, вторая часть окажется более психологичной. Чего стоит ожидать зрителям, ожидающим продолжения этой истории?
Да, история станет более психологичной, более драматичной. У каждой из героинь вскроются личные истории, и персонаж Павла Прилучного тоже раскроется по-новому. Чего ждать — да ничего не ждать, наш сериал надо смотреть и все! Будут мощные сюжетные развороты. Наблюдайте, погружайтесь в историю, в красоту, правду жизни и ее иллюзии. Наслаждайтесь просмотром.
Одной из ключевых особенностей сериала «Жизнь по вызову», по заверению создателей сериала, является то, что в основе сюжета лежат реальные жизненные истории девушек, занимающихся интим-услугами. Насколько было сложно с эмоциональной точки зрения пропустить через себя все эти нередко ужасающие подробности эскорт-индустрии? Была ли у вас возможность общения с кем-то из бывших/нынешних представительниц «древнейшей профессии»? Если да, то как это происходило?
Мы — актеры, понимаете? Я люблю пропускать через себя любые судьбы, и я воспринимаю роли как некий интерес пристроиться в жизни другого человека, принять ее на себя, прожить, добавив свои личные понимания — и неважно, к какой профессии люди принадлежат. Добавлять свое восприятие, свое понимание опыта жизни разных людей для меня очень важно. Так или иначе, актеры все пропускают через себя, это наша профессия. Было бы глупо, если бы мы просто вживались в роль и потом не знали, что с этим делать.
В «Жизни по вызову» был мой не первый опыт соприкосновения с миром эскорта, раньше был сериал «Красотки», в котором я играла женщину этой профессии. Судьбы у всех разные. Перед премьерой второго сезона «Жизни по вызову» была премьера и документального фильма KION про женщин в эскорт-индустрии. В зале присутствовали несколько героинь этого фильма, и мы с ними познакомились, с одной из них зафрендили друг друга в соцсетях и теперь наблюдаем. Это интересный опыт.
Мы — живые люди, у каждого свой путь. Кино снимают про бандитов и гангстеров, например, гениальный фильм «Крестный отец». Но мы ведь любим этих героев и сопереживаем им. Чем бы человек ни занимался — он через это проявляется как личность, и нам, зрителям, интересно наблюдать именно за этим, и за тем, как в процессе просмотра меняются наши размышления. Мы открываем для себя пласт жизни, который просто есть, и все. Тут нечего стесняться. И у меня нет никаких предрассудков и боязней.
Первый сезон «Жизни по вызову» некоторые упрекали за большое количество откровенных сцен и сцен насилия. По вашему мнению, насколько оправданы подобные режиссерские ходы? И как вы относитесь к критике за излишнюю правдоподобность в кино?
Мне кажется, странно такую тему раскрывать без показа некоторых подробностей этой сферы жизни. Когда я смотрела первый сезон, некоторые моменты меня потрясли — например, как олигарх вышвыривает девушек за борт. Но такие истории есть, и кино отражает мир и правду жизни. И то, как мне кажется, в «Жизни по вызову» все показано более завуалированно и приукрашено, чем может быть на самом деле.
Сюжеты, связанные с эскорт-услугами, стали достаточно популярными. За последние два года об этом в России было снято уже несколько сериалов и полнометражных фильмов, была театральная постановка. Как Вам кажется, стоит ли за всеми попытками раскрытия в художественных формах темы эскорта обычная попытка эпатирования аудитории?
Не думаю, что кино про эскорт снимают чаще, чем блокбастеры про бандитов и мафиози или юморные истории. Это одна из ниш, и я бы не сказала, что на тему эскорта сейчас все стали снимать кино. Просто тема есть в жизни, люди с ней сталкиваются, а кино для того и снимается, чтобы отражать жизнь. Главное, чтобы за ним стоял смысл, чтобы к людям приходили осознания и эмоции, и они открывали для себя новые грани восприятия. Думаю, авторы фильмов и сериалов чувствуют внимание к теме, а индустрия кино привлекает внимание еще больше.
Вы также приняли участие в сериале «Сама виновата», создателем которого выступил Сарик Андреасян, и который тоже посвящен абьюзивным отношениям, а также теме мужского насилия над женщинами. Какая из ролей в двух упомянутых проектах далась вам тяжелее?
В проекте «Сама виновата» у меня была небольшая роль, изначально он назывался «Без рук». Это, конечно, ужасающая и потрясающая история, и все мы помним, что она освещалась в российских СМИ очень серьезно. Слава богу, что главную роль играла не я, и я не знаю, как Аня Глаубэ все это выдержала. Мы, так или иначе, когда играем роли, переносим на себя энергию и переживаем состояние персонажей, а это тяжело.
У меня была роль жены главного героя, который расследует тему, пытается понять, что происходит, и между ним и женой происходит личная драма. Наша история — про любовь, которая вводит нас как в заблуждения и иллюзии, так и раскрывает нам правду. Было интересно.
В «Жизни по вызову» роль у меня глобальнее, в нее вложено больше моей энергии. Наверное, меня поймут неоднозначно, если я скажу, что роль мне близка. Но, как женщина, которая привлекает внимание мужчин, я в роль погружалась с удовольствием. Плюс мне интересно проживать жизни героинь, наблюдать за их изменениями и показывать все это людям. Моя задача — играть так, чтобы люди сопереживали персонажам, какими бы отрицательными они ни казались. Есть такое выражение: «Актер — адвокат своей роли». Поэтому мы своих героев любим.
Еще одна «фишка» сериала «Жизнь по вызову», на которую многие обратили внимание, очень стильная заставка, построенная на хореографии и стрип-пластике. Вы тоже достаточно большое внимание уделяете танцевальному искусству, вы разработали свою авторскую программу «Танец жизни». Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста. Какое место танцы занимают в вашей жизни и карьере сегодня?
Танцы — очень большой пласт моей жизни, мое детство прошло с бальными танцами, хореографией, хип-хопом, джазом, модерном, контемпорари, йогой, боевыми искусствами. Я училась в школе современного танца при екатеринбургском Центре современного искусства, из нас готовили универсальных танцоров с драматическим уклоном. Мне всегда нравилось, что танец несет за собой глубину. Для меня танец — спасение. В тяжелые моменты жизни я себя вытаскивала через танец. Женщине вообще очень важно танцевать, это занятие может оказаться классным инструментом для проявления сексуальности, нежности, страсти, доброты, пластичности. Женщина — многогранное существо, эмоциональное. Я изучала телесные практики, они помогали мне преодолевать депрессивные периоды. Сейчас я разрабатываю программы для разных сторон жизни женщины. Развиваться можно через актерское мастерство, через музыку можно себя настроить на определенное настроение и состояние, а для женщины очень важно состояние. Если женщина в кайфовом состоянии, вокруг нее становится кайфовым все — дети, мужчины, ее дела. Все становится гармоничным. Поэтому я и создаю свои курсы. Всему, что я прошла сама, я хочу научить и других. И не только женщин, я проводила занятия и для пар.
Все мы пребываем в тревогах о будущем, и нам очень сложно ощутить этот пресловутый момент «здесь и сейчас». Поэтому я создаю курсы в синтезе актерского мастерства, танца и телесно-ориентированной терапии, чтобы человек в моменте абстрагировался от всего, что с ним происходит внешне, и погрузился внутрь себя, увидел точку своей жизни, в которой он находится. Я актриса, мне приходится в моменте переключаться на разные энергии, я делаю с собой определенные вещи, и я научилась управлять своим телесным и эмоциональным инструментом. Мне это нравится, этому я учу других. Это моя миссия, как бы пафосно это ни звучало. Я могу нести пользу для людей, которым это откликается.