Эксперт рассказал о ракетно-ядерной угрозе со стороны Северной Кореи

Автор: Эдгар Вардарян
Фото: © Минобороны России / t.me/mod_russia

Bloomberg проанализировал рост ракетно-ядерной угрозы со стороны Северной Кореи

Обозреватель Bloomberg Джон Херсковиц считает, что вместо возобновления переговоров с США о разоружении северокорейский лидер Ким Чен Ын был занят разработкой нового оружия вопреки международным санкциям, включая ракеты с ядерным боезарядом, которые могли бы нанести удар по США и их союзникам в Азии. Страна продолжила испытания баллистических ракет в этом году — в 70—ю годовщину подписания перемирия, положившего конец боевым действиям в Корее, — выпустив рекордное количество ракет в 2022 году. И это несмотря на то, что в 2018 году было достигнуто соглашение работать в направлении «полной денуклеаризации Корейского полуострова».

Над чем работает Ким Чен Ын?

Множество баллистических ракет, предназначенных для нанесения ядерных боеголовок по союзникам США Южной Корее и Японии, ракеты большей дальности, которые могут нанести удар по американским базам на Гуаме, а также межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), предназначенные для нанесения атомного удара по Нью-Йорку или Вашингтону. Ким также модернизировал свой ракетный арсенал, отказавшись от вариантов «Скад» советской эпохи, которые были основным продуктом, и перейдя к ракетам, которые в значительной степени зависят от отечественных технологий и могут производиться, несмотря на санкции. Он также стремится усовершенствовать технологию миниатюризации боеголовок для нанесения ударов в регионе и увеличить мощность боеголовок для МБР.

Действительно ли Ким Чен Ын может нанести удар по США?

По мнению обозревателя Bloomberg, Северная Корея приобрела этот потенциал после успешного испытания МБР «Хвасон-15» в ноябре 2017 года. Новейший «Хвасон-17» был продемонстрирован на военном параде в октябре 2020 года по случаю 75-летия правящей рабочей партии и снова в этом году. Возможно, ракета взорвалась вскоре после запуска в результате неудачного испытания в середине марта 2022 года, но Пхеньян заявил об успехе последующих запусков. Тем не менее, неясно, могут ли МБР страны победить противоракетные системы и достаточно ли усовершенствованы, чтобы поразить намеченные цели, а также смогут ли боеголовки пережить возвращение в атмосферу.

Сколько ядерных устройств имеется в Северной Корее?

По самым низким оценкам экспертов, Северная Корея собрала от 40 до 50 ядерных боеголовок, что является наименьшим количеством среди девяти стран, обладающих ядерным оружием. Однако, по одной из оценок, полученных в исследовании RAND Corp. и Института Asan в 2021 году, это число достигает 116. Другой сотрудник Корейского института оборонного анализа, базирующегося в Сеуле, в этом году заявил, что Северная Корея, по оценкам, располагает примерно 80-90 боеголовками, добавив, что в долгосрочной перспективе она рассчитывает получить от 100 до 300. Страна провела шесть атомных испытаний, причем Ким ответственен за последние четыре. США, Япония и Южная Корея заявили, что еще одно может произойти в любой момент. Мощность первого взрыва в 2006 году составила менее одной килотонны, что заставило экспертов задуматься, был ли это частичный сбой. (Килотонна равна силе 1000 метрических тонн тротила). В 2017 году, в ходе самого последнего испытания, предполагаемая мощность в 120-250 килотонн затмила 15-20-килотоннные американские бомбы, уничтожившие Хиросиму и Нагасаки в 1945 году. Северная Корея, вероятно, разработала миниатюрные ядерные устройства для установки в боеголовки своих баллистических ракет, согласно оценке «нескольких» стран, приведенной в докладе Организации Объединенных Наций за 2020 год.

Откуда вооруженные силы Кима получают расщепляющийся материал?

В течение десятилетий Северная Корея была самодостаточна в производстве расщепляющегося материала, основного ингредиента для создания цепной ядерной реакции и взрыва. Сегодня программа в значительной степени зависит от обогащенного урана и, по мнению экспертов по вооружениям, ежегодно производит достаточно для примерно шести бомб. Кроме того, в середине 2021 года Северная Корея, судя по всему, возобновила операции по производству плутония — еще одно средство создания расщепляющегося материала — на ядерном реакторе в своем устаревшем комплексе в Йонбене.

Какие еще сюрпризы могут быть там?

Северная Корея, возможно, работает над МБР, несущими несколько боеголовок, и мерами противодействия в полете, чтобы сбить перехватчики со следа, согласно Datayo, сайту по исследованию вооружений с открытым исходным кодом. Государство неуклонно наращивает производство мобильных пусковых установок для МБР, чтобы усложнить отслеживание пусков, и, возможно, работает над системой запуска из укрепленных шахт. Ким настаивает на развитии своего флота подводных лодок и планирует развернуть новое судно, которое, по мнению экспертов, могло бы запускать ракеты.

Как страна может позволить себе все это?

Джон Херсковиц считает, что необходимые деньги не огромны в глобальном выражении. Северная Корея тратит от 7 до 11 миллиардов долларов в год — около 20-30% своей экономики — на свои вооруженные силы, согласно оценке Разведывательного управления министерства обороны США. Это примерно эквивалентно военным расходам США за два дня. Хотя международные санкции сильно ударили по экономике, Северная Корея уклоняется от некоторых из них с помощью таких методов, как тайная перевозка по морю запрещенных товаров, таких как нефть, и она генерирует денежные средства с помощью средств, которые включают хакерские атаки.

Разве Трамп не собирался это исправить?

Переговоры бывшего президента Дональда Трампа с Кимом, начавшиеся в Сингапуре в июне 2018 года, превратили дуэт из бросающих оскорбления врагов в партнеров по диалогу. Но их три встречи не привели к каким-либо заметным изменениям, и Северная Корея стала тем, чему пытались помешать три десятилетия дипломатии — государством, способным разрабатывать, проектировать и взрывать атомные бомбы. Ким не проявил никакого интереса к призыву президента Джо Байдена вернуться к ядерным переговорам.