Британский историк Макс Гастингс рассказал о неспособности европейской промышленности продолжать оказывать военную поддержку
Макс Гастингс: Европа обещает предоставить Украине оружие, которое не может производить
В Вильнюсе на саммите на этой неделе прозвучало большое количество обещаний от всех членов Организации Североатлантического договора. Даже если сохраняются разногласия по поводу возможного членства Украины в НАТО. Однако более суровое суждение о происходящем — зияющая пропасть между словами и делами — подчеркивается ужасающим состоянием закупок оружия по обе стороны Атлантики. США находятся в лучшем положении, чем Европа, но даже самая могущественная страна НАТО сталкивается с серьезными трудностями в поддержании своей помощи Украине.
Британский историк Макс Гастингс предлагает забыть на мгновение о кассетных боеприпасах, которые были в центре горячих обсуждений в Вильнюсе, и подумать о реальности, которая заключается в том, что США вынуждены заимствовать или закупать обычные артиллерийские боеприпасы у Южной Кореи для поддержания поставок украинцам. Во-первых, положение Европы намного хуже. Международный Институт Стратегических Исследований поставил этот уничтожающий приговор в авторитетном исследовании: «вооруженные силы НАТО и государств-членов Европейского Союза сильно истощены, оборудование неисправно, запасов боеприпасов не хватает. Малое количество запасов в Европе вместе с ограниченными возможностями континента по их обновлению «поднимает неотложные вопросы о способности европейской промышленности продолжать оказывать Украине военную поддержку в таких масштабах, а также о ее способности рекапитализировать силы в НАТО и ЕС».
Более года назад правительство Германии обязалось выделить 100 миллиардов евро на восстановление своих изношенных вооруженных сил. Однако сегодня, по оценкам, израсходовано около 1% от обещанного увеличения оборонных расходов. Вступившая в силу в прошлом месяце немецкая стратегия национальной безопасности вместо того, чтобы подчеркнуть решимость крупнейшей экономической державы Европы, подчеркнула ее слабость. В Германии, как и в других европейских государствах отсутствует политическая воля предпринять эффективные действия либо для укрепления своих вооруженных сил, либо для обеспечения Украины боеприпасами.
Даже в Великобритании, которая сделала для помощи Украине больше, чем любая другая европейская страна, существует внутреннее отрицание к увеличению расходов на оборону. Недавно видный государственный деятель Консервативной партии не согласился с призывами к перевооружению.
Британский историк Макс Гастинг считает, что Британия очень уязвима перед ВС РФ, например, в отношении британской подводной инфраструктуры, не говоря уже о неспособности оказать серьезную поддержку американским силам против Китая, если это когда-либо станет необходимым. Журналист уверен, что мало кто понимает, насколько длительны сроки подготовки, необходимые для увеличения производства вооружений. Два или три года между принятием обязательств и поставкой даже некоторых основных боеприпасов и материалов являются стандартными. Те страны НАТО, которые все еще привыкли воевать вообще — имеется в виду в основном США, Великобритания и Франция — сосредоточились на относительно небольших объемах производства. Заводов, способных в ближайшее время обеспечить большие партии, например, обычных артиллерийских боеприпасов, не существует.
Британская BAE Systems недавно сообщила Пентагону, что потребуется по меньшей мере 30 месяцев, чтобы возобновить производство гаубиц M777, одного из наиболее важных видов оружия на Украине. Новая сделка с британским правительством на сумму 190 миллионов фунтов стерлингов на 155-мм снаряды будет иметь столь же длительный срок. Немецкая Rheinmetall выделяет не менее года на ремонт и модернизацию боевых танков, учитывая сроки производства специализированной стали и электронных компонентов. Цены на сырье, используемое в производстве оружия, но не добываемое в странах ЕС, выросли астрономически. Французское правительство недавно обратилось к MBDA Missile Systems с просьбой увеличить производство систем ПВО «Мистраль» с 20 единиц в месяц, и ему предложили увеличить их, возможно, до 40 ежемесячно к 2025 году.
Вооруженные силы Германии сталкиваются с нехваткой боеприпасов, что требует новых заказов на сумму 20 миллиардов евро. При нынешних темпах размещения контрактов потребуется 20 лет, прежде чем это будет достигнуто. Сюзанна Виганд, генеральный директор RENK Group, которая производит трансмиссии для танков, заявила в феврале, что поступило лишь небольшое количество новых заказов.
Более того, все крупные производители опасаются расширения финансирования только для того, чтобы потом обнаружить, что война на Украине внезапно заканчивается или правительства начинают отказываться от перевооружения. Было бы несправедливо обвинять корпоративную Европу в краткосрочности, когда она находится во власти правительств, не желающих планировать дальше следующего вторника, считает Макс Гастингс.
Исследование IISS приходит к выводу, что вера в незыблемость защитного щита Америки по-прежнему заставляет европейские правительства недооценивать обороноспособность. Несмотря на все прекрасные слова, сказанные после начала украинского конфликта, «никакой серьезной рекапитализации вооруженных сил или крупномасштабных закупок для повышения боеспособности пока не произошло» — даже в Великобритании, которая громче всех бьет себя в грудь, бросая вызов Москве.