Почему так сложно воплотить в жизнь европейское «зеленое соглашение»
Bloomberg оценил перспективы европейского «зеленого соглашения»
Через четыре года после того, как Европейский союз обнародовал свое «Обещание Зеленого курса» и решил стать первым климатически нейтральным континентом к 2050 году, политики приступают к самой сложной части: принятию реальных мер, необходимых для достижения этой амбициозной цели. Достижение даже первоначальных целевых показателей по сокращению выбросов является сложной задачей, не в последнюю очередь из-за огромных затрат, связанных с такими фундаментальными экономическими и социальными преобразованиями, охватывающими все: от энергетики и промышленности до сельского хозяйства, транспорта и финансов. Некоторые страны, в том числе Германия и Франция хотят облегчить бремя для своих компаний и сделать изменения менее разрушительными для повседневной жизни людей, в то время как Польша заявила, что оспорит некоторые законодательные акты в европейских судах. Выборы в Европейский парламент в следующем году, вероятно, подчеркнут политические разногласия по всему континенту.
Что такое «Зеленое соглашение»?
Это стратегия, которая включает в себя ряд нормативных актов для достижения промежуточных целей на этом пути. План, который был принят исполнительным органом ЕС в 2019 году, предусматривает переоснащение каждой отрасли, особенно углеродоемких, таких как сталь и цемент, а также защита биоразнообразия и естественной среды обитания, очистка воздуха и океанов и многое другое. План направлен на продвижение определенных технологий, таких как производство аккумуляторов, чтобы лучше конкурировать с азиатскими поставщиками. Он также направлен на внедрение экологических стандартов для банков, финансовых менеджеров и страховщиков, направляющие триллионы евро на устойчивые инвестиции. Однако, чтобы воплотить все это в реальность, для каждой части требуется специальное законодательство. Различные предложения, разработанные в Брюсселе, затем проходят законодательный процесс ЕС, который обычно занимает более года.
Как продвигается работа?
Блок из 27 стран взял на себя обязательство достичь промежуточной цели сокращения выбросов парниковых газов как минимум на 55% по сравнению с уровнями 1990 года к 2030 году. Для достижения следующей цели, рассчитанной на конец десятилетия, ЕС заканчивает работу над масштабными мерами, чтобы их ощутить, потребуется некоторое время. Новаторский рынок торговли выбросами углерода в ЕС будет расширен и укреплен, чтобы было труднее получать разрешения на загрязнение окружающей среды. Начиная с 2024 года, он будет постепенно расширяться и включать морское судоходство. Авиакомпаниям также придется платить больше за загрязнение окружающей среды, а бесплатные льготы будут отменены к 2026 году или использоваться в качестве стимулов для стимулирования разработки самолетов, работающих на электричестве или экологически чистом топливе. Так называемый пограничный налог на выбросы углерода будет вводиться поэтапно в течение следующего десятилетия. Идея состоит в том, чтобы защитить европейскую промышленность во время переходного периода, заставив некоторые компании в других странах платить за загрязнение, если они хотят импортировать свои товары в блок. К 2035 году новые автомобили должны будут соответствовать нулевым выбросам, что фактически положит конец новым автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, за исключением прорыва в синтетическое, или электронное топливо.
Все ли согласны?
Ни один лидер публично не поставил под сомнение цель 2030 или всеобъемлющую климатическую нейтральность. Но некоторые, в том числе президент Франции Эммануэль Макрон, призвали к паузе в принятии новых мер, поскольку они сталкиваются с огромными затратами на то, что уже принято, и потенциальным воздействием на избирателей. Правительства уже находятся под большим давлением в связи с экономическими проблемами после пандемии, энергетическим кризисом, а также растущими расходами на войну и усиливающейся конкуренцией со стороны США и Китая за экологически чистые отрасли. В этом году шли жаркие переговоры о правилах в отношении выбросов автомобилей и возобновляемых источников энергии, в ходе которых Германия боролась за защиту своей автомобильной промышленности, а Франция стремилась повысить роль своего сектора ядерной энергетики. В июне Польша заявила, что обратится в суд ЕС с иском о запрете двигателей внутреннего сгорания и других мерах, утверждая, что такие радикальные шаги нанесут ущерб экономике. Планы блока по восстановление природы столкнулось с ожесточенной оппозицией со стороны крупнейшей политической группировки Европейского парламента, правоцентристской Европейской народной партии, на фоне опасений по поводу продовольственной безопасности и инфляции. Закон напрямую повлияет на фермеров, которые составляют мощный избирательный блок в нескольких странах ЕС.
Сколько это будет стоить?
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подсчитала, что для достижения целей в области климата на период до 2030 года потребуется 470 миллиардов евро (513 миллиардов долларов) ежегодно. Германия заявила в июне, что ожидает, что стоимость преобразования только ее сетей природного газа и отопления достигнет 14 миллиардов евро к концу десятилетия. Некоторые изменения уже профинансированы за счет средств ЕС. Часть средств направили на зеленые инвестиции, чтобы помочь странам пережить экономический шторм. Но более экономные государства-члены, такие как Германия и Нидерланды, считают дальнейшее совместное заимствование неприемлемым вариантом. Вместо этого надеются мобилизовать частные инвестиции, поощряемые пакетом новых правил устойчивого финансирования. Также планируется получить некоторый доход от углеродного рынка. Помимо всего этого, существует риск того, что поставщики топлива будут перекладывать дополнительные расходы на плечи граждан, например, за отопление домов или стоимость бензина. Блок надеется смягчить расходы для наиболее уязвимых слоев населения с помощью социального фонда в размере 87 миллиардов евро. Тем не менее, это, вероятно, будет каплей в море.
Как насчет рабочих мест?
Этого очень боятся, особенно в традиционных секторах экономики — например, угольщики в Польше или производители автомобильных запчастей в Германии. Производство двигателей внутреннего сгорания требует большего количества деталей и, следовательно, большего количества рабочих, чем производство электродвигателей, что объясняет, почему Германия и Италия, еще одна крупная страна-производитель автомобилей, хотели сделать исключение для альтернативных видов топлива. Компания Ford Motor Co. заявила в начале этого года, что сокращает около 3 800 рабочих мест по всей Европе, при этом больше всего пострадают работники Германии и Великобритании в результате перехода на электромобили. Но есть потенциальные возможности. ЕС позиционирует свой зеленый курс как новую стратегию экономического роста. По оценкам, К концу десятилетия для достижения целей блока в области возобновляемых источников энергии потребуется 3,5 миллиона новых рабочих мест по сравнению с 1,3 миллионами, занятыми в секторе возобновляемых источников энергии ЕС в 2020 году.
Какие задачи стоят перед ЕС?
В конце июня Европейская счетная палата выразила свои сомнения относительно перспектив.
Нет никаких признаков выделения достаточного финансирования для достижения более амбициозных целей на период до 2030 года, особенно со стороны частного сектора,говорится в сообщении Европейской счетной палаты.
Тем временем ЕС начал обсуждать климатические цели на 2040 год. Переход к «зеленому» режиму станет одним из самых горячих вопросов на выборах в Европейский парламент в 2024 году. Эти результаты могут повлиять на то, насколько быстро ЕС предпримет будущие действия в области климата. Хотя опросы показывают, что граждане Европы поддерживают борьбу с изменением климата, но не ясно, готовы ли они нести за это расходы. Например, в Германии предложенный закон, который запретил бы новые котлы, работающие на ископаемом топливе, почти расколол правящую коалицию, пока не были сделаны исключения. Между тем, авиакомпании и другие отрасли промышленности предупреждают о повышении цен. «Зеленые» находятся под давлением по всей Европе, в то время как такие партии, как крайне правая «Альтернатива для Германии», которая отрицает влияние человека на глобальное потепление, обогнали их в опросах общественного мнения.