Пять советских мультипликаторов, которые подарили нам детство

Автор: Екатерина Петрова
Фото: © Russian Look / Global Look Press

Пять легендарных советских аниматоров, которые создали наши самые любимые мультики

Большинство из нас знают и любят такие советские мультфильмы, как «Двенадцать месяцев», «Карлсон», «Ну, погоди!», «Аленький цветочек» и многие-многие другие. Но далеко не всем известно, кто работал над этими картинами, детально создавая каждого персонажа и окружающую его действительность. Именно об этом и будет наша новая статья.

Иван Иванов-Вано

Советский мультипликатор Иван Иванов-Вано известен, в первую очередь, по таким работам, как «Мойдодыр», «Конек-горбунок», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев» и другим. Во время создания этих мульфильмов художник уже четко определили собственный «народный» стиль творчества и противопоставил его насаждаемому извне диснеевскому подражательству. При этом американский мультипликатор, как известно, высоко оценивал талант Вано.

Будущий создатель советских мультфильмов родился в крестьянской семье. Отец рано ушел из жизни, а мать не могла уделять много времени воспитанию четверых детей из-за тяжелой работы. В результате мальчиком Вано попал в семью своей старшей сестры Евдокии, которая была женой художника Константина Спасского. Последний факт, во многом, определил будущее мультипликатора.

Что касается такой необычной приставки к имени художника, то она появилась при устройстве во время работы в «Союзмультфильме». С детства мультипликатора называли Вано — это прозвище в кругу друзей и близких закрепилось за ним. Именно поэтому, когда в студии появилось два художника Иванова, один из них и решил взять такую приставку к своей фамилии.

Анатолий Савченко

Создатель мультфильмов «Карлсон» и «Вовочка в тридевятом царстве» Анатолий Савченко также обладал особым, присущим только ему стилем. Мультипликатор создавал акварельные, нежные фоны, похожие на иллюстрации к книгам — так о нем писал историк анимации Сергей Капков. Многие пытались подражать этой манере, но такой талант был только у Савченко.

Интересно, что, создавая Карлосона, он не стал знакомиться со шведским изданием и иллюстрациями к нему. Как объяснял сам Савченко, перед ним был лишь текст произведения, все остальное — создала его фантазия. Именно это позволило художнику говорить, что советский Карлосон — полностью его изобразительное решение. Кстати, именно после этого мультфильма Савченко в одно утро проснулся, как принято говорить, знаменитым.

Одним из главных творческих вызовов в работе художника стало создание картина «Щелкунчик». Это был первый в советской анимации мультик без слов — только с музыкой Петра Чайковского.

Вячеслав Котеночкин

Вячеслав Котеночкин всегда мечтал нарисовать анимационный фильм по поэме «Руслан и Людмила», но большую часть своей профессиональной карьеры создавал новые серии к мультфильму «Ну, погоди!». Его приглашение работать над этой картиной было таким же случайным, как и поступление на курсы в «Союзмульфильм». Молодым юношей Котеночкин долго думал, куда пойти учиться. Случай свёл его с мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, увидев его рисунки, посоветовал идти в анимационную студию.

Что же касается «Ну, погоди!», то изначально этот мультфильм создавал по госзаказу другим художником. Однако первая серия совсем не имела успеха и Геннадий Сокольский (художник, который создавал серию) просто отказался от работы. Случайно авторы сценария встретили на лестнице Котеночкина и предложили ему этот проект: мультипликатор оценил его и согласился попробовать. Интересно, что образ зайца у него получился сразу, а вот над волком он работал довольно долго, пока наконец не встретил в подворотне характерного парня с папиросой в зубах.

Вообще Котеночкин, как и другие известные мультипликаторы, тоже обладал своим неповторимым талантом — он отлично рисовал движение и, в частности, танцы. С последним был связан один из неоднозначных, по тем временам, эпизодов из начале творческой карьеры художника. Дело в том, что Котеночкин свободное время любил проводить в баре «Спорт», где играла джазовая музыка и проходили танцы. Когда в студии узнали об этом, мультипликатору пришлось написать заявление об увольнении. Забавно, но в нем он написал следующее: «Прошу меня уволить, но если можно, оставить». В результате мультипликатора оставили работать, а увлечение дало его творчеству новый толчок.

Роберт Саакянц

«Советский хиппи» Роберт Саакянц получил признание практически сразу, когда стал работать в «Арменфильм» — республиканской студии анимации, которая могла потягаться со всем известным «Союзмультфильмом». Мультфильмы армянского мультипликатора всегда отличал особый стиль и наличие авторской идеи с множеством отсылок, понять которую могли далеко не все. С последним связана один интересный эпизод из творчества художника.

Одна из первых его работ, рок-опера на основе армянских сказок «Лисья книга», осталась непонятой сразу главой Госкино Армении Геворком Айряном и директором студии Кареном Калантаром. Между тем, решив, что могут упустить очередного гения, киноруководители пропустили фильм в прокат. И это было абсолютно новое слово в мультипликации, а Саакянц стал работать не только как аниматор, но и как сценарист и режиссер. Популярными среди советской публики стали такие картины, как «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене...».

Когда началось обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном, мультипликатор создал картину «Кнопка». Сам Роберт Саакянц родился в Баку (столица Азербайджана), но был родом из армянской семьи. Сюжет мультфильма был крайне показателен: когда главный герой нажимал на какую-либо кнопку (в лифте, на дверном звонке и т. д.), где-то раздавался взрыв. Эта картина была полностью без слов — фоном звучали советские хиты о родине.

Саакянц очень любил свою работу и с внимательностью относился ко многим коллегам. Поэтому, когда после распада Союза, «Би-би-би» пригласили его снять мультфильм по одному из произведений Шекспира, он сказал, что согласится, если возьмут и его команду. Важно уточнить, что многие из знакомых мультипликатора в это неспокойное время буквально лишились всяких средств к существованию. Заказчик согласился, и команда аниматора из двадцати человек почти полгода работала над «Сном в летнюю ночь», а часть заработанных денег он отправлял другим своим коллегам в Армению.

Леонид Шварцман

Мультипликатор, создавший образы Чебурашки, крокодила Гены и старухи Шапокляк, Леонид Шварцман с детства увлекался рисованием и планировал стать художником. Однако когда он приехал поступать в московский ВГИК, он впервые увидел диснеевский мультфильм «Бэмби»: с этого момент Шварцман понял, что хочет стать именно аниматором.

Первые свои работы — «Аленький цветочек» и «Золотую антилопу» — он создавал с натуры: необходимо было перерисовать живых актеров, изменяя их черты лица и тела, чтобы они больше походили на мультипликационных персонажей. Кстати, для второго художник даже собирался отправиться в Индию — ему необходимо было почувствовать атмосферу, поскольку он серьезно подходил к любой своей работе. Однако сделать это ему не разрешила партия, заменив путешествие поездкой в Эрмитаж, где хранились экспонаты из этой восточной страны.

Особенность таланта Шварцмана заключалась в умении хорошо создавать как рисованные, так и кукольные образы. Первым подтверждением этого стал мультфильм «Варежка». Интересно, что талант художника подпитывался умением наделять чертами реальных людей (часто знакомых мультипликатору) своих персонажей. Например, старуху Шапокляк он срисовал со своей тещи, бульдог из «Варежки» — шарж на режиссера Романа Качанова, а попугай из «38 попугаев» — пародия на Владимира Ленина.