Леонид Агутин: «Звездой стать невозможно, когда ты похож на кого-то»
Леонид Агутин: «Звездой стать невозможно, когда ты похож на кого-то»
14 мая в подмосковном Доме культуры «Горки-10» состоялся полуфинал конкурса «Детский автор России» («ДАР»). Этот проект был запущен в этом году для молодых композиторов, поэтов и исполнителей в возрасте от 13 до 19 лет в рамках ежегодного образовательного форума Aguteens Music Forum. Весной завершились отборочные этапы и наконец были определены имена 12 финалистов, которые смогут представить свои авторские композиции на гала-концерте. Красочное шоу с их участием состоится на Красной поляне в Сочи в июле. О том, как запускался пилотный проект для юных сонграйтеров, «вечных темах» в творчестве подрастающего поколения, а еще о том, что нужно, для того, чтобы стать настоящей звездой журналистам рассказал идейный вдохновитель и председатель жюри конкурса «ДАР», заслуженный артист России Леонид Агутин.
Леонид, в рамках полуфинала конкурса «ДАР» состоялись выступления более 30 молодых авторов и исполнителей из разных регионов России. Причем, представленные ими песни отличались как своей манерой подачи, так и жанрово. Насколько трудно вам было оценивать таких разнообразных конкурсантов?
Трудно оценивать участников конкурса. Кто-то приходит уже с готовой аранжировкой, кто-то играет на инструменте. Если человек хорошо поет — это добавляет ему всегда плюсов. Ведь конкурс в основном авторский. Но сегодня все полуфиналисты пели очень крепко. Представленные песни все были очень хорошо сделаны. А сделать песню, которая будет с первого раза попадать в сердце, которая будет сделана грамотно, интересно композиционно — это дается далеко не всем, и в жизни такое может быть у некоторых вообще всего лишь несколько раз.
Мы в первую очередь смотрим на потенциал, на то, как человек мыслит композиционно, как он может исполнять то, что написал. Ну и, конечно, представляем себе финал, представляем себе концерт. Как финалисты выступят с готовой аранжировкой на телевидении.
По Вашему мнению, были ли на конкурсе талантливые артисты, которые уже сейчас готовы составить конкуренцию действующим композиторам и артистам?
Музыкантов, которые пишут какие-то ноты и складывают слова, на Земле достаточно много. Куда меньше тех, кто может стать настоящей звездой. Кажется, когда ты просто смотришь конкурс и ставишь просто оценки, доброжелательно настроен изначально, то людей очень много интересных. Даже иногда удивляешься тому, какое количество людей талантливых. Вот, например, смотришь комментарии в интернете, там пишут: «этих ребят бы на сцену! Вот таланты! Не то что эти все звезды!». А потом, когда проходит конкурс и все забывают, что в рамках этого конкурса все смотрят на то, что один лучше другого. А когда нужно выйти в свободное пространство и сделать уже что-то, за что тебя должны полюбить миллионы, то остаются уже единицы. Талантов, конечно, много. Песен талантливых — много. Вот какая песня может заинтересовать вас вне конкурса, какая песня может стать хитом — это все может сформировать только общественное мнение. И никто из профессиональных продюсеров никогда не сможет на 100% предсказать. В этом успехе всегда есть доля случайности.
Что сейчас волнует молодежь? О чем подрастающее поколение пишет свои песни?
Молодежь, наверное, во все времена волнует одно и то же. В этом возрасте у молодого поколения всегда все очень плохо. Боль. Тоска, беда, горе, альтернатива взрослым, непонимание со стороны взрослых, несчастная любовь… В условные пятнадцать лет практически все песни грустные. И это нормально! Хочется сказать: «выйди на сцену, спой что-то просто лирическое! Не всегда все песни должны быть грустными».
Некоторым кажется, что «глубоко — это обязательно должно быть грустно. Но, к сожалению, молодые авторы, как правило это так воспринимают. Так было и у меня…
В этом году конкурс «Детский автор России» реализуется впервые. Удалось ли достигнуть поставленных целей и как вы оцениваете перспективы проведения этого конкурса в будущем?
Идея конкурса «ДАР» очень светлая. Потому что есть большое количество вокальных конкурсов, а вот конкурсов для авторов среди юношества не было точно. Я смотрю на то, какое количество талантливых ребят приходит в пилотный наш проект, который только зарождается. Если так и будет продолжаться, то мы разовьёмся в хороший большой конкурс и будем стимулировать и мотивировать детей на какие-то интересные вещи. Мне бы хотелось, чтобы мы смогли давать много чего интересного, чего не могли бы давать для радио эфира. Не для какого-то быстрого хайпового успеха, а для того, чтобы молодежь понимала, что есть площадка, на которой можно проявить себя не только и не обязательно с модных, а еще с каких-то других насыщенных и глубинных сторон. К этому стремится наш конкурс.
Какой совет вы бы дали молодым авторам и исполнителям?
Тут обязательно должна быть удача и какое-то чутье. Конечно, самое идеальное это писать современно интересно, но при этом, чтобы это осталось в истории. Как именно это сделать я подсказать не могу. Я не помню, как я писал песни тридцать лет назад. Было совсем другое время. Но всегда нужно смотреть чуть-чуть вперед. Это вот такое авторское чутье. Когда оно есть — оно есть.
А наработать такое чутье воможно?
У каждого автора есть идеал, которому он, особенно на раннем этапе, стремится подражать. Это очень хорошо. Хорошо, когда есть какая-то база, какая-то школа, наслушанность материала. Но надо обязательно понимать, что то, что ты любишь «сегодня» — это уже «вчера». Обязательно! Хорошо, что у тебя есть условный багаж из того, что ты уже слышал и того, что тебе нравится. Но нужно понять, как из этого «багажа» сделать «Завтра». Люди об этом редко задумываются. Люди всегда сравнивают с кем-то кто уже был. Телезрителям программы «Голос» очень нравится, когда «ну вот один-в-один Уитни Хьюстон!». Но зрителям это нравится один раз. А звездой стать невозможно, когда ты похож на кого-то. Если ты умеешь хорошо сочинять или петь — это здорово. Но с таким подходом ты можешь развлекать родителей. Чтобы стать большим артистом нужно взять свой потенциал и сделать с ним что-то свое, попробовать предугадать что будет дальше.