Выявлено положительное влияние снотворного при болезни Альцгеймера
В новом исследовании подавить белки болезни Альцгеймера смогли с помощью снотворного суворексант
Нарушения сна могут быть ранним признаком болезни Альцгеймера. Многие люди, которым впоследствии диагностируют болезнь Альцгеймера, начинают испытывать трудности с засыпанием и сном за годы до появления когнитивных проблем, таких как потеря памяти и спутанность сознания. Это порочный круг: болезнь Альцгеймера связана с изменениями в мозге, которые нарушают сон, а плохой сон ускоряет вредные изменения в мозге.
Исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе определили возможный способ разорвать этот порочный круг. Небольшое двухдневное исследование показало, что у людей, принимавших снотворное перед сном, наблюдалось снижение уровня основных белков болезни Альцгеймера — хороший признак, поскольку более высокие уровни таких белков связаны с ухудшением заболевания.
Исследование, в котором участвовало снотворное, известное как суворексант, одобренное Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) для лечения бессонницы, намекает на способность снотворных замедлять или останавливать прогрессирование болезни Альцгеймера, хотя еще требуется подтвердить жизнеспособность такого подхода.
Это небольшое исследование, подтверждающее концепцию. Было бы преждевременно, если бы люди, которые беспокоятся о развитии болезни Альцгеймера, интерпретировали его как причину начать принимать суворексант каждую ночь. Мы еще не знаем, эффективно ли долгосрочное использование в предотвращении снижения когнитивных функций, и если да, то в какой дозе и для кого. Тем не менее, эти результаты очень обнадеживают. Этот препарат уже доступен и доказал свою безопасность, и теперь у нас есть доказательства того, что он влияет на уровни белков, которые имеют решающее значение для развития болезни Альцгеймера,сказал старший автор Брендан Люси, доктор медицинских наук, доктор неврологии и директор Центра медицины сна Вашингтонского университета.
Суворексант относится к классу препаратов от бессонницы, известных как двойные антагонисты рецепторов орексина. Орексин — это натуральная биомолекула, которая способствует бодрствованию. Когда орексин блокируется, люди засыпают. Три ингибитора орексина были одобрены FDA, и еще несколько находятся в стадии разработки.
Болезнь Альцгеймера начинается, когда в головном мозге накапливаются бляшки белка бета-амилоида. После многих лет накопления амилоида второй мозговой белок, тау, начинает образовывать клубки, токсичные для нейронов. Люди с болезнью Альцгеймера начинают испытывать когнитивные симптомы, такие как потеря памяти, примерно в то время, когда тау-клубки становятся обнаруживаемыми.
Люси и ее коллеги были одними из первых, кто показал у людей, что плохой сон связан с более высоким уровнем как амилоида, так и тау в головном мозге. Остается открытым вопрос, имеет ли хороший сон противоположный эффект — снижение уровней амилоида и тау, а также остановку или обращение вспять прогрессирования болезни Альцгеймера — но исследования на мышах с ингибиторами орексина были многообещающими.
В качестве первого шага для оценки влияния ингибиторов орексина на людей Люси и его коллеги привлекли 38 участников в возрасте от 45 до 65 лет без когнитивных нарушений для проведения двухдневного исследования сна. Участникам давали меньшую дозу (10 мг) суворексанта (13 человек), более высокую дозу (20 мг) суворексанта (12 человек) или плацебо (13 человек) в 21:00, а затем они засыпали в отделении клинических исследований Вашингтонского университета. Исследователи извлекали небольшое количество спинномозговой жидкости с помощью пункции каждые два часа в течение 36 часов, начиная за час до введения снотворного или плацебо, чтобы измерить, как изменились уровни амилоида и тау в течение следующих полутора дней.
Уровни амилоида снизились на 10–20 % в спинномозговой жидкости людей, получавших высокие дозы суворексанта, по сравнению с людьми, получавшими плацебо, а уровни ключевой формы тау, известной как гиперфосфорилированный тау, снизились на 10–15 % по сравнению с людьми, получавшими плацебо. Оба различия статистически значимы. Не было существенной разницы между людьми, которые получали низкую дозу суворексанта, и теми, кто получал плацебо.
Через 24 часа после первой дозы уровни гиперфосфорилированного тау в группе с высокой дозой повысились, в то время как уровни амилоида остались низкими по сравнению с группой плацебо. Вторая доза суворексанта, введенная на вторую ночь, снова снизила уровни обоих белков у людей в группе с высокой дозой.
Если мы сможем снижать уровень амилоида каждый день, мы думаем, что накопление амилоидных бляшек в мозге со временем уменьшится. И гиперфосфорилированный тау-белок очень важен для развития болезни Альцгеймера, потому что он связан с формированием клубков тау, которые убивают нейроны. Если вы сможете уменьшить фосфорилирование тау, потенциально будет меньше образования клубков и меньше гибели нейронов,сказала Люси.
Исследование является предварительным, так как в нем рассматривался эффект от двух доз препарата у небольшой группы участников. Люси проводит исследования для оценки долгосрочных эффектов ингибиторов орексина у людей с повышенным риском развития деменции. В будущих исследованиях необходимо, чтобы люди принимали эти препараты, по крайней мере, в течение нескольких месяцев.
Я надеюсь, что в конечном итоге мы разработаем лекарства, которые используют связь между сном и болезнью Альцгеймера для предотвращения снижения когнитивных функций. Мы еще не совсем там. На данный момент, лучший совет, который я могу дать, это хорошо выспаться, если вы можете, а если вы не можете, обратитесь к специалисту по сну и вылечите свои проблемы со сном,сообщила Люси.