Ученые создали вакцину от рака кожи

Фото: © A. Krivonosov

Вакцина от меланомы может предотвратить возвращение рака

Новая противораковая вакцина, адаптированная к генетическим изменениям в опухоли человека, демонстрирует многообещающие результаты в клинике. В исследовании около 150 человек, перенесших операцию по поводу меланомы, типа рака кожи, те, кто получал персонализированную вакцину вместе с иммунотерапевтическим препаратом, с большей вероятностью были защищены от рака через 18 месяцев, чем пациенты, которые не получали вакцину.

Результаты, представленные сегодня на ежегодном собрании Американской ассоциации исследований рака (AACR), предлагают первое четкое доказательство того, что вакцина, предназначенная для воздействия на мутации в опухоли пациента, может предотвратить ее повторный рост.

Вакцины против рака нацелены на то, чтобы научить Т-клетки иммунной системы атаковать опухоль, подвергая их воздействию белка или антигена, который выделяется из раковой клетки. Но большинство вакцин до сих пор не работали, потому что те же антигены, что и в опухолях, появляются и в нормальных клетках.

В начале 2010-х годов, когда стоимость секвенирования ДНК снизилась, некоторые ученые вместо этого занялись секвенированием мутаций в опухоли пациента, а затем создали вакцину для доставки нескольких соответствующих мутировавших белков, известных как неоантигены, которые обнаруживаются только в опухолевых клетках. Несколько небольших испытаний, опубликованных с 2015 года, показали, что неоантигенные вакцины могут стимулировать вакциноспецифические Т-клетки у пациентов с солидными опухолями, такими как меланома, рак толстой кишки, легких и головного мозга, и, по крайней мере, при меланоме, могут сдерживать рост рака.

Чтобы показать это более определенно, ученые провели рандомизированное исследование пациентов с прогрессирующей меланомой, которая распространилась на лимфатические узлы, а иногда и на другие участки, но была удалена хирургическим путем. Все получили лекарство, известное как ингибитор контрольной точки, которое блокирует ключевой белок, не позволяя опухолям уклоняться от Т-клеток. Две трети также получали инъекции вакцины каждые 3 недели в течение примерно 4 месяцев. Противораковая вакцина доставляла матричные РНК (мРНК), завернутые в липидные наночастицы, в клетки, инструктируя их вырабатывать белок — в данном случае до 34 опухолевых неоантигенов на пациента.

В декабре 2022 года компании произвели фурор, когда сообщили, что у пациентов, получающих вакцину, вероятность смерти или рецидива рака на 44% ниже. На встрече AACR академические сотрудники поделились более подробной информацией: 84 из 107, или 79%, все еще находились в ремиссии через 18 месяцев, по сравнению с только 31 из 50 (62%) пациентов, которые получали только ингибитор контрольных точек.

Также обнадеживает то, что вакцина работала независимо от того, сколько мутаций имело опухоль меланомы человека, что позволяет предположить, что она может работать против типов рака с меньшим количеством мутаций. Имея меньше отличий от нормальных клеток, такие виды рака, как правило, устойчивы к иммунотерапевтическим препаратам. Более крупное исследование, которое начнется в конце этого года, направлено на подтверждение этих результатов и выяснение того, продлевает ли вакцина жизнь пациентов, что может побудить регулирующие органы одобрить ее.