Австралиец предсказал результат войны Америки с Китаем
NYT: Война с Китаем глубоко затронет американское общество
The New York Times публикует статью старшего научного сотрудника Центра стратегических и бюджетных оценок в Вашингтоне Росса Бэббиджа*, который считает, что большая война в Индо-Тихоокеанском регионе, сейчас более вероятна, чем когда-либо со времен Второй мировой войны.
Наиболее веской причиной Бэббидж называет китайское вторжение на Тайвань. Президент Китая Си Цзиньпин заявил, что объединение Тайваня с материковым Китаем «должно быть достигнуто». Коммунистическая партия стала достаточно сильной — в военном, экономическом и промышленном отношении, чтобы захватить Тайвань и напрямую бросить вызов Соединенным Штатам за региональное превосходство.
На карту поставлены жизненно важные стратегические интересы США. Успешное китайское вторжение на Тайвань пробьет брешь в системе американской обороны и союзников в регионе, серьезно подорвав стратегическое положение Америки в западной части Тихого океана, и, вероятно, лишит США доступа к ведущим мировым полупроводникам и другим критически важным компонентам, производимым на Тайване. На посту президента Джо Байден неоднократно заявлял, что будет защищать Тайвань.
Но лидеры в Вашингтоне также должны избегать неосторожного вступления в войну с Китаем, потому что это будет непохоже ни на что, с чем когда-либо сталкивались американцы. Граждане США привыкли посылать своих военных сражаться далеко от дома. Но Китай — это враг другого рода — военная, экономическая и технологическая держава, способная вызвать войну внутри самой Америки.
Как профессиональный стратегический аналитик и специалист по планированию обороны, в том числе в Министерстве обороны Австралии, Росс Бэббидж потратил десятилетия на изучение того, как может начаться война, как она будет развиваться, а также военных и невоенных операций, которые Китай готов провести. Он убежден, что проблемы, стоящие перед Соединенными Штатами, серьезны, и их гражданам необходимо лучше осознавать их.
Один только военный сценарий является пугающим: Китай, вероятно, начнет молниеносную воздушную, морскую и кибератаку, чтобы захватить контроль над ключевыми стратегическими объектами на Тайване в течение нескольких часов, прежде чем Соединенные Штаты и их союзники смогут вмешаться. Тайвань немного больше штата Мэриленд. Автор статьи напоминает, как быстро Афганистан и Кабул перешли к талибам в 2021 году, поэтому захват Тайваня может произойти относительно быстро. Китай также имеет более 1350 баллистических и крылатых ракет, готовых нанести удар по США. Тогда есть явная трудность, с которой столкнутся Соединенные Штаты, ведя войну за тысячи миль через Тихий океан против противника, обладающего крупнейшим в мире военно-морским флотом и крупнейшими в Азии военно-воздушными силами.
Несмотря на это, американские военные стратеги предпочли бы вести обычную войну. Но китайцы готовы вести гораздо более широкий тип войны, который глубоко проникнет в американское общество.
За последнее десятилетие Китай все чаще рассматривает Соединенные Штаты как погрязшие в политических и социальных кризисах. Г-н Си, который любит говорить, что «Восток растет, в то время как Запад приходит в упадок», очевидно, чувствует, что самая большая слабость Америки находится на ее внутреннем фронте. Росс Бэббидж считает, что Пекин готов использовать это в многоплановой кампании, чтобы разделить американцев, подорвать и истощить их волю к участию в длительном конфликте — то, что китайские военные называют «дезинтеграцией противника».
За последние два десятилетия Китай создал мощный потенциал кибервойны, предназначенный для проникновения, манипулирования и подрыва Соединенных Штатов и союзных правительств, медиа-организаций, бизнеса и гражданского общества. Можно ожидать, что, если начнется война, Китай воспользуется этим, чтобы нарушить связь и распространить фальшивые новости и другую дезинформацию. Главная цель — способствовать путанице, разделению и недоверию и препятствовать принятию решений. Китай может усугубить это электронными и, возможно, некоторыми физическими атаками на спутники или связанную с ними инфраструктуру.
Эти операции, скорее всего, будут сопровождаться кибератаками с целью нарушения электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, транспорта, здравоохранения и других общественных услуг. Китай уже продемонстрировал свои возможности, в том числе на Тайване, где он проводил кампании по дезинформации, и в серьезных хакерских инцидентах в Соединенных Штатах. Сам г-н Си отстаивал такую уловку, как «волшебное оружие».
Экономика США сильно зависит от китайских ресурсов и промышленных товаров, в том числе многих товаров военного назначения, а американские потребители полагаются на импорт китайского производства по умеренным ценам во всем: от электроники до мебели и обуви. Основная часть этих товаров перевозится на судах по морским путям, которые все больше контролируются китайскими коммерческими интересами, которые в конечном итоге подотчетны китайской партии-государству. Война остановила бы эту торговлю, а также поставки американцев и союзников в Китай.
Поставки многих товаров в США могут вскоре иссякнуть, что парализует широкий спектр предприятий. Восстановление торговли может занять месяцы, и потребуется экстренное нормирование некоторых товаров. Инфляция и безработица будут расти, особенно в период, когда экономика переориентируется на военные нужды, что может включать в себя переход некоторых автопроизводителей на строительство самолетов или компаний пищевой промышленности на производство приоритетных фармацевтических препаратов. Фондовые биржи в Соединенных Штатах и других странах могут временно приостановить торги из-за огромной экономической неопределенности.
Соединенные Штаты могут быть вынуждены столкнуться с шокирующим осознанием того, что промышленная мощь — концепция президента Франклина Рузвельта об Америке как «арсенале демократии» — увяла и была превзойдена Китаем.
Китай в настоящее время является доминирующей мировой промышленной державой по многим показателям. В 2004 году объем промышленного производства в США более чем в два раза превышал объем производства в Китае. В 2021 году объем производства в Китае вдвое превысил объем производства в Соединенных Штатах. Китай производит больше кораблей, стали и смартфонов, чем любая другая страна, и является мировым лидером в производстве химикатов, металлов, тяжелого промышленного оборудования и электроники — основы военно-промышленной экономики.
Критически важно, что Соединенные Штаты больше не могут превосходить Китай в производстве современного оружия и других предметов снабжения, необходимых для войны, что ясно показала СВО на Украине. Предоставление военной техники Киеву истощило американские запасы некоторых ключевых военных систем. Их восстановление может занять годы. Тем не менее, война на Украине относительно мелкомасштабна по сравнению с вероятными требованиями крупной войны в Индо-Тихоокеанском регионе.
Высотный воздушный шар, который пролетел над Соединенными Штатами в этом месяце, был воспринят многими американцами как шокирующее нарушение суверенитета США со стороны Китая. Это может оказаться детской забавой по сравнению с хаосом, который Китай может нанести американской родине в войне.
*Росс Бэббидж — старший научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок в Вашингтоне и генеральный директор Стратегического форума в Канберре, Австралия. Он служил в ряде австралийских правительственных учреждений и был старшим советником нескольких министров обороны Австралии.