«Мы не в изоляции и никогда не будем»: главред «КиноРепортера» Мария Лемешева о ситуации на отечественном кинорынке
1 декабря под эгидой журнала «КиноРепортер» состоится вручение юбилейной, 10-й премии «Событие года». Ее лауреатами станут авторы и участники самых ярких экранных проектов года в сферах кино и телевидения. В преддверии торжественной церемонии «Центральная Служба Новостей» пообщалась с основателем и главным редактором «КиноРепортера» Марией Лемешевой о том, каким был уходящий год для российского кино и чего ждать отечественному зрителю в ближайшем будущем.
1 декабря состоится вручение юбилейной, 10-й премии «Событие года», учредителем которой выступает журнал «КиноРепортер». Подводя общие итоги — каким 2022 год стал? Как повлиял на ситуацию в индустрии уход Disney, Warner Bros., Sony и Universal с российского рынка?
Думаю, что не скажу ничего сенсационного — год был очень сложным. И уход голливудских мейджоров — безусловно, главное событие в индустрии. Их фильмы обеспечивали кинотеатрам львиную долю прибыли, около 6% киноплощадок вынуждены были закрыться (надеюсь, лишь на время). Однако не стоит думать, что зарубежные фильмы совсем исчезли из проката: каждую неделю выходит 15–20 картин, среди которых, помимо прочего, всегда есть новинки из США, Франции, Италии и других стран с развитой кинематографией. И речь не идет о параллельном импорте — в конце концов далеко не все американское кино снимается в Голливуде. Наши прокатчики продолжают активную работу на зарубежных кинорынках. Причем не только покупают, но и продают!
Какие действия по поддержке отечественного кинопроката можно предпринять? В случае ужесточения санкций может ли отечественное кино полностью заменить российскому зрителю голливудское?
Во-первых, я не считаю, что стоит вообще говорить о замене. Мы не в изоляции и никогда не будем. Даже если предположить, что поток фильмов из США и Западной Европы прекратится, нет никакой необходимости ограничивать прокат только отечественными картинами. Есть огромное множество дружественных стран, в которых снимают прекрасное кино. Что же до отечественных лент, то им зачастую просто не хватает рекламы. Мало снять хорошую картину — нужно еще, чтобы о ней узнали потенциальные зрители. И конечно, захотели ее посмотреть. И вот в этом, кстати, наш журнал всегда готов помочь и помогает!
Фото: пресс-служба журнала «КиноРепортер»
Также есть мнение, что исчезновение из отечественного проката зарубежных фильмов может стать «окном возможностей» для российского фестивального кино и начинающих режиссеров. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
То, что отсутствие таких мощных конкурентов, как голливудские блокбастеры, открывает новые возможности для российских кинематографистов, кажется логичным, но это не совсем так. В особенности если говорить про фестивальное кино и начинающих режиссеров. Дело в том, что в основной массе у блокбастеров и авторских лент разный зритель! И от того, что не стало первых, на вторые больше ходить не станут. Но позитивный момент в том, что и меньше — тоже. Эта категория зрителей никуда не делась.
Как Вы оцениваете качество оригинальных сериалов, производимых российскими стримингами? К чему стоит стремиться?
Я пристально слежу за всем, что происходит на рынке, и не могу не восхититься тем, как бурно развиваются онлайн-платформы. В последние пару лет они оказались в ситуации жесточайшей конкуренции, а это самым позитивным образом сказалось как на количестве оригинальных сериалов, так и на качестве! Уже сегодня достойных внимания проектов в любом жанре выходит одновременно так много, что успевать смотреть все практически невозможно. Причем это не просто интересные работы. Многое из того, что снимается в России, ничуть не уступает лучшим мировым аналогам. Да, у нас пока нет бюджетов на то, чтобы снимать своего «Властелина колец», но я бы и не ставила это целью.
И в завершение — назовите, пожалуйста, три фильма, которые могли бы помочь нашим читателям не терять веру в лучшее даже в эти не самые простые времена.
Их огромное множество, могу перечислять и перечислять! Например, могу порекомендовать один из моих самых любимых фильмов — «Эта замечательная жизнь» (1947) Фрэнка Капры. Очень теплая и духоподъемная картина для всей семьи. Из недавних российских лент не могу не отметить драму «Одна», рассказывающую реальную историю девушки, которая попала в авиакатастрофу, упала с высоты 5 км и не только уцелела, но и в течение нескольких дней боролась за жизнь одна в глухой тайге, пока ее не нашли спасатели. Что все наши проблемы после такого? Ну, а если вам хочется еще и зарядиться хорошим настроением, посмотрите фильм Эмира Кустурицы с говорящим названием «Жизнь как чудо» (2004).