В Volkswagen не намерены отказываться от разработки водородных автомобилей

Автор: Дмитрий Якин
Фото: © A. Krivonosov

Volkswagen продолжает работу над водородными силовыми установками. Об этом свидетельствуют несколько свежих патентов в области топливных элементов.

В 2018 году у руля компании Volkswagen встал Герберт Дисс, он вошёл в историю как один из самых яростных критиков водородных машин, называл их пустой тратой времени и средств, упрекал власти Евросоюза за субсидирование данного направления. Из топ-менеджеров такого уровня только Илон Маск позволял себе в самых нелицеприятных выражениях открыто критиковать водородные транспортные средства, все остальные крупные компании в последние годы наоборот резко активизировали разработки водородных силовых установок, причём как на основе бензиновых движков, так и на основе топливных элементов.

PR-отдел компании Volkswagen с момента вступления Дисса в должность председателя правления публиковал около десяти пропагандистских пресс-релизов, которые объясняют, почему концерн выбрал направление традиционных, батарейных электрических авто, а не водородные машины, хотя ещё в середине прошлого десятилетия активно упражнялся с водородом и показывал результаты на концептах, таких как Volkswagen Passat HyMotion и Audi h-tron quattro. Суть этих пресс-релизов сводится к следующему: водородные транспортные средства на топливных элементах с учётом всей цепочки производства и эксплуатации оказываются слишком дорогими и неэффективными. При этом водородные бензиновые движки пиарщики Volkswagen предпочитали вообще не замечать, а также оставляли за скобками очевидные преимущества любого типа водородных авто — быстрая заправка и большая дальность хода.

Летом 2022-го Герберт Дисс был уволен, ему на смену пришёл Оливер Блюме. На официальном уровне причины расставания в Диссом не назывались, а неофициальные источники сообщали о критической массе претензий к Диссу, одна из них — игнорирование водородного тренда в автомобильной промышленности, из-за чего Volkswagen рисковал уже к концу текущего десятилетия оказаться в проигрыше.

Между тем ещё в феврале, то есть до отставки Дисса, Business Insider выяснил, что на самом деле компания Volkswagen продолжает заниматься водородными силовыми установками, но, скажем так, в теневом режиме — на данную публикацию обратил внимание журнал Autocar. Удивительного в этом ничего нет, Гербет Дисс был только наёмным менеджером, пусть и высокопоставленным, но это не мешало совету директоров инвестировать средства в те направления, которые шли вразрез с концепцией Дисса. Так вот ещё летом 2021 года, то есть в самый разгар антиводородной риторики Дисса, в открытой базе патентного ведомства Германии появился патент, который выдан компаниям Kraftwerk Tubes GmbH и Volkswagen на блок водородных топливных элементов с керамическими мембранами.

Business Insider сообщает, что есть имеется несколько патентов в той же области, выданных Audi, но не приводит конкретных примеров, а вот кейс с Kraftwerk Tubes GmbH разобран подробно. Твёрдые керамические мембраны, собранные в пакет, имеют массу преимуществ перед гибкими полимерными, а именно: отсутствие в конструкции драгоценных металлов, широкий температурный диапазон работы, отсутствие системы увлажнения мембран и риска плесени/деградации и, как следствие, большой ресурс. Также есть побочный положительный эффект: генераторы с керамическими мембранами вырабатывают больше количество тепла, которое можно тратить на обогрев салона машины. Расчётный запас хода — 2000 км, но он, конечно, зависит от объёма баков, для которых требуется много места.

На публичном уровне компания Volkswagen пока никак не заявляла о своём возвращении к теме водородных машин, пишут kolesa.ru.