«А почему вы про осознанность не разговариваете?»: бизнес-тренер Павел Солдатов о юном поколении, его вопросах и форуме «Проектория»

Автор: Валерия Соколова
Фото: © A. Krivonosov

5 сентября в Ярославле стартовал Всероссийский международный форум профориентации «Проектория». Его участниками в этом году стали порядка 5 тыс. школьников со всей страны, которые на протяжении трех дней будут принимать участие в панельных дискуссиях, треннингах и мастер-классах. «Центральная служба новостей» пообщалась с одним из спикеров форума, преподавателем РАНХиГС и бизнес-тренером Павлом Солдаткиным о том, что интересует молодежь сегодня.

Павел, Вы провели на форуме уже два мастер-класса. Поделитесь своими впечатлениями от «Проектории» и ее участников.

Я под глубочайшим нахожусь впечатлением, если честно. Во-первых, когда я был школьником, у нас такого не было, и я представляю, какие это открывает возможности. Если бы со мной вот так работали, как здесь работают с ребятами, мне кажется, что я бы намного быстрее, лучше и успешнее был бы в своей жизни. Мне очень нравится формат, как все сделано — у них есть возможность послушать, поучиться, позадавать вопросы, походить на разные треки. Завтра у них подготовка проектов, за которые они уже переживают, и, значит, они для них имеют значение. Мое впечатление от детей — это космос. Мне кажется, что у этих людей точно есть будущее, и оно очень клевое. Я приятно впечатлен ребятами.

Какие темы наиболее актуальны для современных школьников, какие вопросы они задают?

Много вопросов, связанных с командной работой. Как оказалось, они много работают в командах — для меня это тоже маленькое открытие, я в девятом классе ни в каких командах не работал. Причем они задают такие вопросы, о которых стоит задуматься, например, вопросы, связанные с лидерством — их это очень волнует этот вопрос, очень интересно, как это работает.

Существует мнение, что акселерация сегодня набирает обороты, и дети взрослеют гораздо быстрее. Замечаете ли Вы это?

Нет, я не вижу никакой разницы между ними и нами — я себя помню, мы были абсолютно такие же. Просто им сейчас дали чуть больше возможностей и предложили больше пространства для развития, нежели было у нас в конце 90-ых. Вот, я думаю, и вся разница. Просто, видимо, мне не хочется себя как-то принижать и хочется думать, что мы тоже были клевые! *смеется*

Прозвучал ли в ходе мастер-классов какой-то вопрос, который Вас удивил?

Да, было такое. Был вопрос про осознанность и медитации. Школьник спрашивает: «А почему вы про осознанность не разговариваете?» Ничего себе! Дайте еще часов пять, и мы с вами помедитируем. Были вопросы, как поступать с теми, кто в команде не приносит пользы, а забирает энергию, время и ресурсы — тоже хороший, сложный вопрос, и я, взрослый дядька, который всю жизнь работает с командами, не смог сразу ответить, потому что тут сложно в двух словах объяснить, а может, я и не знаю ответа. Так что да, были классные сложные вопросы.

Сегодня здесь собрались преимущественно десяти- и одиннадцатиклассники. Чтобы Вы посоветовали ребятам в этот непростой период окончания школы? 3 совета от человека, который уже давно в сфере тайм-менеджмента и коммуникации.

Первое, я бы посоветовал задавать больше вопросов к себе, к окружающим, к миру. Второе — больше слушать, меньше говорить. И третье, я бы им посоветовал по-хорошему сомневаться в авторитетах и больше искать самостоятельно ответы, нежели просто доверять тому, что говорят. Проверять, задаваться вопросами, сомневаться. Потому что даже сегодня в формате лекции мы много чего наговорили, а, по-хорошему, они должны теперь выйти и проверить, насколько то, что они сегодня услышали, в принципе рабочее. Может, мы тут все придумали!