«Антироссийская чернуха?»: подборка спорных тезисов о творчестве Кирилла Серебренникова
Не навязываем свое мнение, а просто помогаем спокойно разобраться.
«Фильм „Петровы в гриппе“ — грязь и чернуха! Все герои Кирилла Серебренникова — уроды, а он сам — антироссийский режиссер», — примерно таким был основной посыл одной недавно написанной критической рецензии, после знакомства с которой была составлена эта подборка. Отметим, что каждый приведенный тезис в тексте комментируется фактической информацией. Возможно, этот материал поможет кому-то из читателей сформировать более объективное представление об этом талантливом режиссере.
Серебренников — антироссийский режиссёр
Общественные и политические взгляды художника могут находить отражение в его творчестве, однако если он начинает транслировать их открыто — творчество превращается в агитку. Сам Серебренников настаивает на том, что никаких агиток не делал, а под обстоятельства политической конъюнктуры никогда не подстраивался: «Не надо бороться ни с кем. Ты должен делать все так, как ты чувствуешь».
Кроме того, в искусстве есть разные жанры и разные творческие методы. Исходя из этого, фильмы могут быть как строго реалистичными, так и, например, с вкраплениями хаоса и треша. Режиссер может сгущать краски для усиления эффекта на аудиторию, как, к примеру, делает Серебренников в картине «Петровы в гриппе», изображая действительность постсоветского Екатеринбурга.
Этот метод часто применяется и в литературе. Атмосфера произведений Достоевского давит на читателя гораздо сильнее, чем какой-нибудь страшный хоррор или замысловатый артхаус. А Петербург в «Преступлении и наказании» — мягко говоря, далеко не самое приятное для жизни место. Однако, Федора Михайловича, к счастью, никто не называет антироссийским писателем.
Персонажи фильмов Серебренникова — уроды и матершинники
Серебренникова можно обвинять во многом, но только не в примитивности. Конечно, в его фильмах можно встретить кого-то откровенно неприятного, но по большей части всем его героям очень сложно дать однозначную характеристику. Даже если речь идет об откровенно смешном персонаже, каким, например, является капитан в черной комедии «Изображая жертву». Этот уставший от работы, недалекий на первый взгляд мужчина в конце фильма произносит невероятно эмоциональный и философский монолог о поколении, которое он не понимает.
А чего стоит образ молодой учительницы в фильме «Ученик», которая после противостояния с главным героем и увольнения из школы прибивает свои туфли к полу и кричит, что она на своем на месте. Таких женщин можно встретить во многих произведениях классической русской литературы, которую, кстати, очень любит и ценит Кирилл Серебренников.
Творчество Серебренникова любят на Западе, а в России — нет
Действительно, западная публика и пресса часто бывает в восторге от творчества Серебренникова. Однако у него достаточно поклонников самых разных политических взглядов и в родной стране, подтвердить это совсем нетрудно.
Можно просто вспомнить, что активную поддержку еще молодому Серебренникову оказывал Олег Павлович Табаков. Когда же у режиссера были проблемы (речь идет об уголовном деле «Седьмой студии»), за него поручились многие известные деятели искусства: Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов, Сергей Юрский, Алексей Герман и другие.
В 2017 году в Большом театре состоялась премьера балета Кирилла Серебренникова «Нуреев». Премьеру, в частности, посетили пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и известный журналист Владимир Познер. Песков назвал постановку мировым событием, а Познер — явлением.
Серебренников — это мода, не более того
Спектакли и фильмы режиссера обожает столичная публика, однако независимые рейтинги (например, КиноПоиск) показывают, что его фильмы смотрит широкая аудитория, и что они, несмотря на свою своеобразность, достаточно популярны.
В любом случае, однозначный вывод о роли режиссера в искусстве сделает история. Ведь можно привести достаточно примеров, когда что-то модное становилось классикой и занимало место в творческом наследии на долгие годы.
Все фильмы Серебренникова — чернуха
О возможности режиссера иметь и выбирать собственный творческий метод было сказано в первом пункте. Если кому-то нравится называть подобные картины чернухой, то это его право. Стоит напомнить, что у Серебренникова есть и абсолютно светлый, наполненный солнцем, свободой, любовью и творчеством фильм. Речь идет о картине «Лето» — о жизни Виктора Цоя, Майка Науменко и других музыкантов из ленинградской андеграундной тусовки конца 1980-х.
Серебренников снимает плохих актеров
Автор этого тезиса, возможно хотел сказать, что некоторые актеры, сыгравшие в фильмах Кирилла Серебренникова, не являлись слишком опытными и очень известными. Но в этом проявляется скорее смелость режиссера, который не боится доверять отвественные роли молодым.
Что касается известных актеров, то они довольно охотно снимаются у Серебренникова. В «Дневнике убийцы» главную роль играет Кирилл Пирогов, перед этим работавший в культовой картине Алексея Балабанова «Брат-2». Небольшая роль работницы японского ресторана в исполнении Лии Ахеджаковой стала настоящим украшением комедии «Изображая жертву». Ну а Чулпан Хаматова снялась в фильме «Петровы в гриппе» будучи не только актрисой с именем, но известным и уважаемым общественным деятелем.
Фото: кадры из фильмов, youtube.com.