Новые субсидии в Германии могут разогнать спрос на EV, но не в Европе
Германия готовит социальные субсидии на электромобили с бюджетом 3 млрд евро
Германия готовится перезапустить рынок электромобилей после резкого замедления в конце 2023 года. Власти обсуждают новую программу поддержки, которая может заработать в 2026 году и привлечь около 3 млрд евро из климатического и трансформационного фонда. Основной акцент предполагается сделать «социальным»: помощь будет ориентирована на семьи с низкими и средними доходами и распространяться как на покупку, так и на лизинг электромобилей и подключаемых гибридов, сообщает издание SPEEDME.RU.
По оценкам Deloitte, такая программа может добавить примерно 180 тысяч регистраций электромобилей в год, а при сохранении до 2030 года — поддержать появление до 750 тысяч новых машин. Однако у инициативы есть потенциальный риск: европейские мощности производства EV могут не успевать за растущим спросом.
Если предложение не будет соответствовать спросу, рынок может быстро заполниться импортными автомобилями. В текущих условиях на это лучше всего готовы китайские производители, обладающие высокой производственной ёмкостью, налаженными цепочками поставок и возможностью оперативно закрывать пики спроса. В результате субсидии, рассчитанные на ускорение «зелёной» трансформации, частично могут пойти на покупку автомобилей, произведённых за пределами Европы.
Отдельно обсуждается отсутствие жёстких требований к локальной добавленной стоимости в схеме субсидий. Deloitte предлагает внедрить подобные критерии, чтобы поддержка стимулировала европейское производство. В качестве альтернативного подхода приводят опыт Франции, где доступ к субсидиям зависит от экологического показателя жизненного цикла автомобиля, что косвенно отдаёт преимущество продукции европейских заводов.