ВЦИОМ: российская молодежь чаще всего выбирает японскую культуру, но учить предпочитает китайский язык

Автор: Екатерина Соболева
Фото: © A. Krivonosov

Молодежь в России увлекается аниме, дорамами и китайской философией

Аналитический центр ВЦИОМ представил результаты исследования, посвящённого интересу российской молодежи к восточноазиатской культуре. Согласно данным опроса, наибольший интерес у россиян 14–35 лет вызывает японская культура. Этому во многом способствует «эффект первопроходца»: за годы присутствия аниме в России этим термином стали обозначать всю восточноазиатскую анимацию. Молодёжь также связывает Японию с самураями, сакурой, гейшами и кимоно. В целом японская культура воспринимается как самобытная и закрытая.

Китайская культура видится более сложной и многогранной. Её характеризуют как традиционную, коллективистскую и дисциплинированную. Среди ассоциаций — философские течения (буддизм, конфуцианство, даосизм), уважение к старшим, трудолюбие, а также символы — дракон, фонарики, красный цвет. При этом упоминается и политическая окраска: закрытость, диктатура, дисциплина.

Южнокорейская культура воспринимается как современная и открытая. Ассоциативный ряд у неё менее насыщенный, и главным образом связан с массовой культурой: k-pop, дорамами и национальной кухней. В отличие от японской и китайской культур, интерес к ней ограничен сферой развлечений.

Объединяющим фактором для всех трёх стран стала традиционная кухня, которая оказалась одной из главных ассоциаций у респондентов. При этом японскую культуру молодёжь также связывает с автопромом и мультипликацией, южнокорейскую — с гаджетами, а китайскую — с историей и технологиями.

Мужчины чаще интересуются практичными аспектами: гаджетами, автомобилями, историей, традициями и религией. Женщин в большей степени привлекают эстетика, одежда, косметика, а также дорамы.

Несмотря на большую популярность Японии в культурном плане, для изучения респонденты чаще выбирают китайский язык, воспринимая его как инвестицию в будущее на фоне растущего влияния Китая в мире.