Микропокупки обходятся россиянам в 100 тысяч рублей в год

Автор: Екатерина Соболева
Фото: Изображение сгенерировано нейросетью Dall-e

Россияне тратят на мелкие покупки больше 100 тысяч в год

Многие россияне ежегодно тратят на микропокупки более 100 тысяч рублей. Причиной этого становятся особенности потребительской психологии и современные маркетинговые приёмы. Между тем, таких средств хватило бы на путешествие или покупку крупной бытовой техники, отметил в беседе с агентством «Прайм» доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова Николай Перепелкин.

Экономист сослался на исследование Сбербанка, согласно которому средний россиянин ежемесячно совершает десятки импульсивных покупок на десятки тысяч рублей. По его словам, это указывает на противоречие между уровнем финансовой грамотности и реальными привычками расходования денег.

Ритейлеры и цифровые платформы всё активнее используют принципы поведенческой экономики, искусственный интеллект и игровые приёмы, чтобы стимулировать рост покупок. Перепелкин подчеркнул, что маркетплейсы, доставка и агрессивная реклама формируют привычку моментально удовлетворять желания. Для этого применяются push-уведомления с персональными скидками, краткосрочные акции и приёмы, вызывающие у пользователей «страх упущенной выгоды».

Особенно это касается импульсивных покупок: кофе навынос, доставки еды, аксессуаров, гаджетов, подписок и цифровых сервисов. Экономист считает, что если отказаться от большей части подобных трат и откладывать по 200–300 рублей в день, за год можно накопить 70–100 тысяч рублей и больше. Этих денег достаточно для путешествия, приобретения крупной техники или начала инвестиций.